Благотворительность в России: юридическая сторона

Благотворительность в России: юридическая сторона

Благотворительный фонд, подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного ФЗ «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Основным законом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ.

Данный Закон является определяющим деятельность многих субъектов: благотворителей, благополучателей и особого вида некоммерческих организаций — благотворительных.

Особенности создания, деятельности фондов отдельных видов и порядок управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.

Регистрация благотворительного фонда, благотворительная деятельность и благотворительная программа

В соответствии с законом, под бескорыстностью понимается не только оказание поддержки на безвозмездной, но и на льготной основе. Добровольность подразумевает, что никто не может быть принужден оказывать благотворительную помощь или осуществлять благотворительную деятельность.

Даже государственные органы и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительной деятельности, могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в предусмотренных Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях формах» (ст. 18 Закона).

Таким образом, и на органы власти не возложена обязанность оказывать содействие участникам благотворительной деятельности.

Благотворительность в России: юридическая сторона Статья 17 Закона определяет одно из важнейших понятий, которое является основополагающим для деятельности благотворительной организации, — понятие благотворительной программы, под которой понимается комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям благотворительной организации.

Благотворительная программа является одним из основных документов, позволяющих благотворительной организации вести планирование и учет своей финансовой деятельности.

Для этих целей благотворительная программа включает в себя смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов средств, полученных благотворительной организацией в течение финансового года от внереализационных операций учрежденных ею хозяйственных обществ и разрешенной законом предпринимательской деятельности. Указанное ограничение не относится к долгосрочным (реализуемым в течение нескольких лет) благотворительным программам. При реализации таких программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами. Благотворительность в России: юридическая сторона Фонд относится к числу некоммерческих организаций, не являющихся корпорациями, т.е. не имеет членства. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами, к которым и относятся фонды.

Аналогичное определение понятия фонда содержится и в статье 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях». На практике благотворительные цели неразрывно связаны с реализацией различных социальных, общественно полезных целей.

Практика показывает, что многие благотворительные фонды в России, в частности, ориентированы на сферу здравоохранения (прежде всего на оказание помощи тяжелобольным детям).

Гораздо меньше благотворительных фондов связано, например, со сферой науки и образования.

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ

Благотворительность в России: юридическая сторона

В качестве учредителей фондов могут выступать полностью дееспособные граждане Российской Федерации, и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Иностранные граждане или лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации также могут выступать в качестве учредителя фонда. Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество фонда. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления фонда, порядок принятия ими решений и выступления от имени фонда устанавливаются уставом фонда в соответствии с действующим законодательством.

Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев,предусмотренных пунктом 4 статьи 123.17 (реорганизация негосударственных пенсионных фондов) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Порядок управления фондом определяется его уставом

Структура органов управления некоммерческого фонда

  • Высший орган управления — Съезд (конференция) или Общее собрание участников (не менее трех человек);
  • Исполнительный орган — Единоличный — Председатель, Директор, Управляющий;
  • Коллегиальный — Правление, Совет, Президиум);
  • Надзорный орган — Попечительский совет (состоит минимум из двух человек) — осуществляет надзор за принятием другими органами фонда решениями и обеспечение их исполнения. Осуществляет свою деятельность на общественных началах;
  • Контрольный орган — Ревизор или Ревизионная комиссия;

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда, в частности, относятся: определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества; образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда; изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.), а также может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (например, правление). На попечительский совет возлагается осуществление надзора за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями. Действующее законодательство ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами. Такие изменения могут вноситься высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Благотворительность в России: юридическая сторона

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда.

К целям благотворительной деятельности отнесены:

  • социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения.

Благотворительность в России: юридическая сторона

Порядок создания благотворительного фонда регулируется федеральными законами. В качестве учредителей благотворительного фонда могут выступить физические и (или) юридические лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут являться учредителями благотворительной организации любой формы, в том числе фонда.

Благотворительный фонд, как разновидность некоммерческой организации, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Согласно административному регламенту предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (с изм.), решение о государственной регистрации благотворительного фонда принимается на уровне территориальных органов Минюста России. Центральный аппарат данного министерства принимает решение о государственной регистрации в отношении отделений международных организаций и иностранных организаций.

Читайте также:  Снижение кадастровой стоимости

Благотворительность в России: юридическая сторона Законодательством предусмотрен закрытый перечень документов, необходимых для государственной регистрации фонда. К ним, в частности, относятся: заявление; устав; решение о создании фонда и об утверждении устава; сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины; сведения о месте нахождения постоянно действующего органа фонда; документы, подтверждающие правомочия на использование в наименовании фонда имени гражданина, символики, защищенной законодательством об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.

Согласно статье 333.33 Налогового кодекса за государственную регистрацию благотворительного фонда взимается государственная пошлина в размере 4 тыс. руб.

Учредителями фонда утверждается устав, который должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях деятельности, об органах фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Инструкция по регистрации благотворительного фонда

Для регистрации фонда необходимо минимально:

  • Один учредитель;
  • Два лица для формирования высшего органа управления;
  • Два лица для формирования Попечительского совета;
  • Определиться с кандидатурой руководителя (директор, президент, председатель);
  • Определиться с кандидатурой ревизором фонда, который не имеет права входить в другие органы фонда;
  • юридический адрес (гарантийное письмо от собственника помещения или квартира в собственности одного из учредителей);

Перечень документов для регистрации в Минюсте:

  • Устав — 3 экземпляра;
  • Протокол — 2 экземпляра;
  • Заявление на регистрацию — 1 экземпляр заверенное у нотариуса;
  • Заявление на регистрацию — 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения);
  • Гарантийное письмо на юр. адрес- 1 экземпляр;
  • Копия свидетельства о праве на собственности — 1 экземпляр;
  • Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины;
  • Копия нотариальной доверенности;

Срок регистрации благотворительного Фонда занимает примерно 5 недель, в течении которых происходит регистрация в Минюсте (14 дней), пересылка документов Минюстом в ФНС (7 дней), внесение записи в ЕГРЮЛ (6 рабочих дней), отправка документов из ФНС в Минюст (7 дней).

Имущество и бухгалтерский учет фонда

Благотворительность в России: юридическая сторона

Благотворительный фонд обязан вести бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством.

Отчеты, представляемые некоммерческими благотворительными организациями

Благотворительность: учет и налогообложение

Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая благотворительная деятельность отражается в бухгалтерском и налоговом учете.

Благотворительность в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Понятие благотворительности

Понятие благотворительной деятельности содержится в Федеральном законе № 135-ФЗ и понимается как оказание «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)» помощи тем, кто в этом нуждается.

Помощь осуществляется в виде добровольной «передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки». Кроме того, добровольные пожертвования разрешает статья 582 Гражданского кодекса РФ.

Законодательно установлено, что любые благотворительные взносы, субсидии и подарки — это добровольные безвозмездные операции, в которых одна сторона передает материальные ценности (работы, услуги), а вторая их принимает. Ценности и действия предназначены для определенных целей и их нецелевое использование не допускается. Целевая направленность благотворительности отличает ее от других видов бескорыстной помощи.

На какие цели направлена благотворительная деятельность

Обратите внимание на то, что цели благотворительности закреплены законодательно. Их перечень приведен в ст. 2 Федерального закона № 135-ФЗ и выглядит так:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите детства, материнства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан и пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

При этом направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям и поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, спонсорская помощь бюджетному учреждению благотворительной деятельностью не является. Также запрещено проводить одновременно с благотворительностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.

Кто участвует в благотворительной деятельности

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели:

  1. Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
  2. Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
  3. Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.

В благотворительной деятельности участвуют как частные, так и юридические лица.

Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Налог на прибыль

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли.

В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность, а расходы на благотворительность уменьшают налог на прибыль только в строго определенных случаях.

В 2020 году в связи с пандемий коронавируса были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, в силу которых организации уменьшают налог на прибыль путем включения в расходы, связанные с производством и (или) реализацией:

  1. Пожертвования в виде имущества (в том числе денежных средств), переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).
  2. Стоимость безвозмездно переданного на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств.

Установлены лимиты на налогообложение спонсорской помощи для НКО. Расходы в целях налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Перечень НКО публикуется на сайте Минэкономразвития РФ. Вот он по состоянию на 01.01.2021.

Благотворительность освобождает от налогов

В остальных случаях, в силу пп. 16 и 34 ст. 270 Налогового кодекса РФ, при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», и «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Центр правовых знаний по благотворительности

Обсуждаем юридические аспекты благотворительности, чем благотворительность отличается от другой деятельности НКО, какие в ней есть преимущества и недостатки и как благотворителям работать в правовом поле. Является ли работа волонтеров, которые помогают бездомным животным, благотворительной? Законно ли проводить благотворительные аукционы? Может ли благотворительная организация зарабатывать на работу, продавая свою мерчевую продукцию? Ответы на эти и другие вопросы о благотворительности не так однозначны, как может показаться. Для того, чтобы детально разобраться в теме, Ассоциация «Юристы за гражданское общество» запускает Центр правовых знаний по благотворительности. Проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Читайте также:  Что делать, если опоздали на работу?

Стать экспертами в тех аспектах некоммерческого законодательства, которые касаются благотворительности в России.

Разобраться, есть ли в вашей работе противоречия с законом, как их исправить, какие для вас есть возможности и что сделает вашу работу эффективнее.

Понять, можно ли вам вести благотворительную деятельность и в какой форме

04. Для тех, кто хочет создать НКО

Станет понятно, стоит ли открывать благотворительную организацию или лучше выбрать другой статус.

ВСЕ О ЯЩИКАХ ДЛЯ СБОРА ПОЖЕРТВОВАНИЙ

Еще 10 маленьких, но важных нюансов при работе с ящиками для пожертвований.

Сбор имущества в ящики в натуральной форме

Ящики для сбора денежных пожертвований

Ящик добрых дел | Мультик о сборе пожертвований

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА ДЛЯ ЮРИСТОВ

Наша Ассоциация объединяет 51 юриста из 35 регионов страны. Мы хотим, чтобы в регионах было больше юристов, которые разбираются в некоммерческом законодательстве, и тех его аспектов, которые касаются благотворительности в России.

Узнать больше об Ассоциации 

Проект реализуется Ассоциацией «Юристы за гражданское общество» — победителем конкурса по приглашению «Школа филантропии» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Благотворительность в России: юридическая сторона Политика обработки персональных данных

Что нужно учесть, оказывая благотворительную помощь

Сегодня как никогда актуален вопрос о благотворительной помощи. Огромное число бизнесменов оказывают безвозмездную помощь гражданам, благотворительным организациям и лечебным учреждениям: делают денежные пожертвования, предоставляют помещения, автомобили, бесплатные обеды, продукты питания, медицинские изделия, лекарства, средства индивидуальной защиты.

Безусловно, жизнь и здоровье людей являются определяющими факторами, и мало кто задумывается, какие налоговые последствия возникают для благотворителя. А они могут оказаться неприятным сюрпризом, если не учесть некоторые нюансы налогового законодательства, официальной позиции контролеров и судебной практики.

Так, если помощь оказывается в виде передачи денежных средств, вопрос о начислении НДС с такой передачи не возникает, это не признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей обложения данным налогом (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Не будет вопросов с начислением НДС и тогда, когда благотворитель использует специальный налоговый режим или освобожден от уплаты данного налога.

Если же передаются товары (выполняются работы, оказываются услуги), необходимо обратить внимание на документальное оформление данной помощи. В частности, норма подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС, если товары (работы, услуги) передаются в рамках благотворительной деятельности.

В то же время освобождение от НДС неприменимо, если речь идет о передаче подакцизных товаров (например, передаются дезинфицирующие средства). Не действует освобождение и в случае спонсорского взноса: он не является благотворительным пожертвованием, носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по оказанию услуг рекламного характера1.

При этом и Минфин России, и УФНС по г. Москве настаивают, что для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС необходимо представить следующие документы2:

  • договор о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу;
  • документы, доказывающие целевое использование полученного.

В отсутствие подтверждающих документов высок риск того, что благотворитель не сможет подтвердить право на освобождение от НДС.

Справедливости ради отмечу, что нормами гл. 21 НК РФ перечень таких документов не предусмотрен. В соответствии с нормами гражданского законодательства пожертвование является односторонней сделкой и не требует чьего-либо согласия на его принятие (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Это подразумевает, что оформление дополнительных двусторонних документов не требуется.

Судебная практика, в свою очередь, также неоднозначна. Одни суды исходят из того, что получение средств в рамках благотворительной помощи подтверждается письмом от ее получателя с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежным поручением о перечислении средств благотворителем3.

Другие считают4, что пожертвования в одностороннем порядке (без заключения договора) согласуются с положениями Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: передача товаров (услуг) осуществляется на основании соответствующих распоряжений и писем.

Учитывая противоречивость позиций официальных органов и судов, целесообразно все-таки формировать пакет документов, подтверждающих передачу товаров (работ, услуг) на благотворительные цели. Это поможет снизить риски и подтвердить смысл хозяйственной операции5. Конечно, к данному вопросу нужно подходить и с позиции экономической целесообразности.

Еще один немаловажный момент: если товары (имущество) были специально приобретены для целей благотворительности, то НДС, уплаченный при их приобретении, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (имущества) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Если же такие товары (имущество) были приобретены для облагаемых НДС операций ранее и НДС по ним был принят к вычету, его придется восстанавливать в том налоговом периоде, когда товары (имущество) были переданы на благотворительные цели (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Однако поскольку восстановленный НДС связан с благотворительной деятельностью (и не будет отвечать требованиям ст. 252 НК РФ для учета расходов), то учитывать его в составе прочих расходов (как предусмотрено в общих случаях по правилам подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) крайне рискованно.

С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в учете такого расхода для целей налога на прибыль будет отказано.

Также если доля расходов на необлагаемые операции превысит 5% в общей сумме расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ), возникает обязанность вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций и сумм «входящего» НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Это требование актуально и при осуществлении благотворительной деятельности6.

Кроме того, можно отказаться от применения данного освобождения на срок не менее года, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета не позднее первого числа налогового периода, с которого намерены отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Что касается налога на прибыль, то расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и трат, связанных с такой передачей, в составе затрат не учитываются, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ (п. 16 ст. 270 Кодекса)7. Исключений в отношении благотворительной помощи нормы гл. 25 НК не содержат.

Нельзя учитывать в составе расходов и суммы целевых отчислений, произведенных на содержание некоммерческих организаций (п. 34 ст. 270 НК РФ), а также средства и иное имущество, имущественные права, переданные на содержание некоммерческих организаций, включая благотворительную деятельность (подп. 4 п. 2 ст. 251 Кодекса).

Поскольку расходы на товары (работы, услуги), переданные в виде благотворительной помощи, не связаны с получением доходов, воспользоваться положениями подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (в части возможности учесть иные обоснованные внереализационные расходы) не получится.

Следует иметь в виду, что не могут быть приняты не только затраты на приобретение товаров (работ, услуг), переданных в благотворительных целях, но и амортизация по объектам основных средств за период их передачи в безвозмездное пользование, а также расходы на оплату труда (и страховые взносы) персонала, занятого в производстве переданных на благотворительность товаров (работ, услуг), и другие подобные расходы.

При исчислении единого налога при УСН (база «доходы минус расходы») действует аналогичное правило: расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, не принимаются8.

Законами субъектов РФ может быть установлено право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов, – применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 286.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что:

  • данное право должно быть предусмотрено законом субъекта Федерации (но не везде такие законы приняты);
  • пожертвования должны быть перечислены государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. То есть если помощь оказывается, например, непосредственно гражданам, применить вычет будет невозможно;
  • право на вычет распространяется не на все организации (это относится, например, к резидентам особых экономических зон, участникам региональных инвестиционных проектов, свободных экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития. Перечень таких организаций установлен п. 11 ст. 286.1 НК РФ).
Читайте также:  Расширен перечень лиц, имеющих право на маткапитал

Для благотворительных организаций законами субъектов Федерации могут быть также предусмотрены пониженные ставки налога, подлежащего зачислению в местные бюджеты (п. 1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы субъектом РФ был принят соответствующий закон и соблюдены условия для применения пониженной ставки, предусмотренные этим законом (такие законы приняты не везде).

Если благотворителем выступает физлицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), оно имеет право на получение социального налогового вычета (п. 3 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Реализовать данное право можно при соблюдении следующих условий:

  • вычет применяется только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть, например, индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД и патенте воспользоваться вычетом не смогут;
  • вычет предоставляется в сумме, направленной физлицом в течение года на благотворительные цели в виде денежной помощи определенным категориям получателей (благотворительным и религиозным организациям, НКО. Перечень и некоторые условия приведены в п. 1 ст. 219 НК РФ). Если помощь оказывалась гражданам, право на вычет не возникает;
  • нельзя заявить вычет и в том случае, если помощь оказывалась неденежными средствами9. Правда, есть примеры, когда суды не согласились с такой трактовкой10. В указанных случаях существует риск возникновения спора с налоговым органом;
  • вычет не может превышать 25% дохода, полученного физлицом за год.
  • Кроме того, не использованный в налоговом периоде остаток вычета на следующие налоговые периоды не переносится.
  • Законом субъекта Федерации может быть увеличен предельный размер вычета (но не более 30% суммы дохода физлица) и установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.
  • Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что в сложившихся тяжелых для экономики условиях одной из мер поддержки окажутся действия властей, которые путем снижения налогового бремени поддержат тех, кто в весьма сложных условиях проявил гражданскую ответственность, оказывая столь необходимую сейчас помощь.
  • Кроме того, на встрече с волонтерами, состоявшейся 30 апреля, Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости поддержки благотворительных организаций.

1 Письмо Минфина от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/72.

Благотворительность в России: какие законы нужны для ее популяризации — новости Право.ру

Место для обсуждения этой темы выбрали не случайно. История ГМИИ началась с акта благотворительности, когда промышленник Юрий Нечаев-Мальцов пожертвовал на открытие нового культурного учреждения в столице 1,8 млн руб.

(при стоимости всего музея на момент открытия около 3 млн руб.). С тех пор прошло уже больше века, и сейчас привлекать таких крупных спонсоров не так-то просто, хотя крайне необходимо.

Об этом говорила Мария Салина, замдиректора по экономике ГМИИ. 

Она обратила внимание на то, что меценатство в современных условиях решает вопрос недофинансирования культуры и социальной сферы. По ее словам, музей должен приносить все больше внебюджетных доходов, чтобы реализовывать свои новые проекты. Но этому процессу порой мешает ряд правовых факторов.

Модератор дискуссии Анна Котова-Смоленская, партнер «ЮСТ», объяснила, когда идет структурирование проекта, связанного с меценатством, бизнес порой отпугивает риски на пути реализации такой инициативы.

От этого теряют все – государство и общественные институты, продолжила она: «Нет и экономического стимула для благотворительности, учитывая существующее законодательство».

Пробелы в законодательстве

Салина подчеркнула, что у представителей культурной сферы существуют вопросы к современному законодательству, которое регулирует вопросы меценатства. Она пояснила это на конкретном примере – в 135-ФЗ «О благотворительной деятельности» указан один термин «пожертвования», а в ст. 582 ГК это понятие сформулировано совсем в другом виде.  

  • – Бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача в собственность имущества, в том числе денег и (или) объектов интеллектуальной собственности.
  • – Бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) наделение правами владения, пользования и распоряжения любых объектов права собственности.
  • – Бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) выполнение работ, предоставление услуг.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Его можно делать гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ГК. 

Салина отметила и еще один законодательный недостаток – в России осенью 2014 года приняли отдельный ФЗ «О меценатской деятельности», но этот акт никак не связали с законом «О благотворительной деятельности».

Докладчик подчеркнула, что несовершенство законодательства в обсуждаемой сфере приводит к невозможности меценатов получать компенсации за акты благотворительности.

А ведь вопрос приведения в правовое поле преференций, которые мы можем предоставить спонсорам, – очень важен, заметила начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Государственного исторического музея Мария Лемигова.

Все хотят видеть музей современными, но на все это нужны колоссальные финансовые ресурсы, добавила она. По ее словам, культурные учреждения получают шквал критики, когда в отдельных залах проводятся мероприятия: «Все это не предусмотрено напрямую в законодательстве, но дает музею средства на развитие». 

Чтобы решить обсуждаемые проблемы, Лемигова считает правильным ввести налоговые льготы для организаций-жертвователей. Еще в 2012 году министр культуры Владимир Мединский сообщил о планах ведомства ввести целый ряд налоговых льгот для меценатов и благотворителей.

Для этого даже разработали соответствующие поправки в Налоговый кодекс, но их до сих пор не приняли.

Депутат Госдумы и член парламентского комитета по культуре Наталия Пилюс рассказала о судьбе этих изменений: «На этот законопроект есть положительное заключение комитета по культуре, теперь документ на рассмотрении в бюджетном комитете».

Иностранный опыт и наши реалии

Пока же представителям культурной сферы и благотворителям из России остается наблюдать, как эффективно работают законодательные преференции для жертвователей за границей.

Салина привела в пример Францию, где в 2003 году утвердили налоговые льготы для меценатов в социально-культурные сфере. В частности, таким спонсорам государство может на 60% уменьшить налог на прибыль, рассказала она.

Подобные нововведения привели к тому, что за 15 лет у французов годовые траты на пожертвования увеличились в 3,5 раза, отметила докладчик.

В Англии, где на сегодняшний день самый старый режим регулирования благотворительности, ситуация в этой сфере не хуже, чем во Франции.

Ник Кутнакс из Debevoise & Plimpton рассказал, что основные постулаты для меценатской деятельности в Великобритании заложила еще королева Елизавета I в самом начале 17 века.

По его словам, в английском праве компания получает благотворительный статус, если соответствует двум критериям: 1) имеет четкую благотворительную цель; 2) присутствует публичный интерес – то есть от деятельности этой организации общество в целом получает весомые плюсы. Эксперт заметил, что у британцев государство не ставит перед собой цель отдельно регулировать вопрос «как отметить» меценатов. Зато предоставляет им налоговые льготы – в частности, по налогам на прибыль и недвижимость.

Факт Такая сумма необходима, чтобы привести в хорошее состояние все объекты культурного наследия на территории России.

Если перечисленные чисто экономические привилегии для жертвователей в России пока сложно представить, то можно обратиться и к другим способам благодарности меценатов.

Салина предлагает на законодательном уровне разрешить присваивать имена благотворителей отдельным залам или даже музейным зданиям.

Юрий Пилипенко, президент ФПА, тут же отметил, что эта проблема с «нэймингом» может быть решена достаточно быстро и без особых трат для государственного бюджета. 

Владимир Плигин, ведущий научный сотрудник РАН и советник спикера Госдумы, добавил, что оперативно получится прореагировать и на расхождения терминологии в законодательных актах, регулирующих благотворительность и меценатство. Перечисленные недостатки удастся устранить при такой скоординированной работе, которую продемонстрировала сегодняшняя дискуссия, резюмировала Котова-Смоленская.

  • Конференции Право.ru
  • Адвокаты

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *