Административная ответственность управляющей компании

Административная ответственность управляющей компании

Всем более-менее юридически осведомленным людям известна статья 421 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ), которая говорит о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Исходя из части 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

  • Но в отрасли ЖКХ в нашей стране даже нормы гражданского законодательства не действуют или действуют странным образом, когда это выгодно судам и надзорным (административным) органам, которым, по-видимому, дана однозначная «негласная» установка всеми способами пополнять бюджеты разных уровней при помощи многочисленных штрафов должностным и юридическим лицам. Не знаю, была ли такая установка на самом деле, но практика судов и административных органов только подтверждает данное мнение…
  • И в результате все принципы административного права, а именно: наличие вины во вменяемом административном правонарушении, наличие события или состава административного правонарушения, выбор надлежащего субъекта административного правонарушения, нарушаются практически на всех этапах административного производства.
  • Наверное, ни один юрист, работающий в сфере ЖКХ не вспомнит ни одного случая прекращения административного дела в административных органах на основании отсутствия вины управляющей организации либо на основании отсутствия события или состава административного правонарушения.

Как сказала мне как-то заместитель областного Роспотребнадзора при рассмотрении административного дела о привлечении управляющей компании к ответственности: «А кого же мы накажем, если не управляющую компанию?» Типа, предложите варианты, ведь мы не можем никого не наказать… То есть, представителю юридического лица, было предложено найти надлежащего субъекта административного правонарушения. Только непонятно, почему этим не заняться самому административному органу, ведь это их прямая обязанность…

Да и суды, в большинстве своем не любят выносить непопулярные «отказные» решения о прекращении административных дел, если протокол уже составлен или постановление о привлечении к административной ответственности уже вынесено административным органом.

Ведь оправдать всегда сложнее, чем обвинить: для этого нужны железобетонные аргументы, очень высокий профессионализм и, прежде всего, смелость.

Но и это может в дальнейшем никак не помочь в вышестоящих инстанциях, которые легко отвергнут все аргументы «за», одной фразой, что выводы суда не соответствуют нормам закона, особо не стараясь конкретизировать и обосновывать такие свои выводы…

Все вышесказанное в полной мере относится и к небезызвестной ст. 7.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее по тексту — КоАП РФ), которая частенько применяется к управляющим организациям органами государственного жилищного надзора (далее по тексту –органы ГЖН).

Согласно ст. 7.

22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Санкции указанной статьи – наложение административного штрафа на должностных лиц от 4 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 40 до 50 тысяч рублей.

То есть, субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту многоквартирных жилых домов (МКД).

Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания своего имущества несет собственник. Для содержания МКД собственники вправе выбрать управляющую организацию либо выбрать способ непосредственного управления (при наличии определенных условий) в силу ст. 161 ЖК РФ.

  1. Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений на основании договора управления.
  2. А если собственниками выбран способ управления МКД – ТСЖ то, соответственно, ответственность по данной статье КоАП РФ, несет ТСЖ на основании своего устава.
  3. Казалось бы, ясно и понятно: лицом, ответственным за содержание МКД, является управляющая организация или ТСЖ при выборе способа управления собственниками указанных организаций для управления и содержания МКД.

При непосредственном способе управления нет у многоквартирного дома управляющей организации, а есть подрядная организация, нанятая собственниками для выполнения определенных работ на основании договора подряда.

И не запрещено законом иметь 10 таких подрядчиков для выполнения разных работ. В договоре на выполнение работ по содержанию МКД стороны оговаривают конкретные условия и конкретный объем работ, подлежащий выполнению и оплате собственниками.

Обязательных требований закона к таким договорам не имеется.

То есть лицом, ответственным за содержание МКД, априори подрядчик не может стать, так как невыполнение им условий договора подряда на выполнение работ подпадает под гражданско-правовую ответственность, а никак не под административную.

Но в нашей стране при разрешении дел в судах случаются и не такие чудеса, которые противоречат самому смыслу непосредственного управления МКД, да и общим началам гражданского законодательства РФ.

Суды легким движением руки своими выводами в решениях по административным спорам об оспаривании привлечения к административной ответственности по ст. 7.

22 КоАП РФ легко уравняли организации, которые выполняют работы, по сути, по подрядному договору и управляющие организации, осуществляющие управление и содержание МКД на основании договоров управления, а также назначили подрядчиков – лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов.

Именно такие выводы сделал высший суд страны в Постановлении ВС РФ от 24 декабря 2015 г. № 302-АД15-11814:

«…Согласно части 1.

2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

То есть, законодательно определенный предмет договора управления многоквартирным домом и договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме различается (в частности, в предмет последнего из названных договоров не входит предоставление коммунальных услуг).

Частью 2.

1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.

2006 № 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), — в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из совокупности приведенных норм суды признали, что при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом спорный договор не признан судами договором подряда на ремонт общего имущества жилого дома, о котором упоминается в последнем абзаце пункта 3.

1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11, а признан договором оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 1.

2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Почему руководители управляющей организации заплатят по долгам жителей из личного кармана

Административная ответственность управляющей компании

Многие руководители управляющих организаций до сих пор думают, что ответственность у них только перед участниками (учредителями) компании и всё, что они делают или наоборот не делают в компании, то это не их воля и не их зона ответственности, а последствий удастся избежать.

В Росси вообще большинство проблем решается путем: «само как-то рассосется».

В свою очередь у участников (учредителей) организаций по обязательствам их компании есть твердая уверенность, что их ответственность ограничена только их долей в уставном капитале (ст. 87 ГК РФ).

При возникновении проблем — директор все валит на учредителей, а те в свою очередь полагают, что директор ответит по долгам.

Законодатель долго и с присущими ему скрипами (не путать со скрепами) существенно ужесточил положения закона о субсидиарной ответственности, а в 2017 году, путем внесения в закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года № 127-ФЗ поправок, направленных на значительное упрощение процедуры привлечения к субсидиарной ответственности.

  • Фактически теперь участники ООО и исполнительные органы (руководители) отвечают по долгам бизнеса всем своим имуществом, как индивидуальные предприниматели.
  • В силу пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве, руководитель должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в случае, если:
  • — удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • — органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • — органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • — обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • — должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
  • — имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;
  • В предмет доказывания по спорам о привлечении руководителей к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 61.12 Закона о банкротстве, входит установление следующих обстоятельств:
  • — возникновение одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона;
  • — момент возникновения данного условия;
  • — факт неподачи руководителем в суд заявления о банкротстве должника в течение месяца со дня возникновения соответствующего условия;
  • — объем обязательств должника, возникших после истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
  • При исследовании совокупности указанных обстоятельств следует учитывать, что обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный руководитель в рамках стандартной управленческой практики должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, упомянутых в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве.
  • Таким образом, для привлечения к субсидиарной ответственности по пункту 1 статьи 61.12 Закона о банкротстве, подлежит доказыванию:
  • — дата, когда у руководителя возникла обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;
  • — заявитель должен указать, какой из случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве, должен был явиться основанием для обращения в суд (в рассматриваемом случае заявитель указывает на обстоятельства наличия у должника признаков неплатежеспособности и (или) признака недостаточности имущества;
  • — какие именно обязательства возникли после истечения сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
  • Недоказанность хотя бы одного из названных обстоятельств влечет отказ в удовлетворении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.
Читайте также:  Пожарная безопасность зданий и сооружений

В соответствии с абз. 2 п. 11 ст. 61.

11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого контролирующего должника лица.

В силу пункта 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, привлекаемым к субсидиарной ответственности.

Живым примером для сферы ЖКХ, когда привлечено руководство управляющей организации может служить дело № А40-227344/18 (https://kad.arbitr.ru/Card/6815b53e-31d8-4d64-a0b6-1e64fb15ce61), где рассмотрено заявление ПАО «МОЭК» о привлечении к субсидиарной ответственности двух руководителей: Кирпичева А.С и Николаевой Н.М., а также участника ООО Смольянинова М.Н. по обязательствам ООО «УК ЖКХ Первомайское» в размере около 7 млн.рублей.

Судом установлено, что деятельность компании за период с 2013 года носит убыточный характер, с апреля 2015 года в управлении ООО «УК ЖКХ Первомайское» не находится ни один дом, размер кредиторской задолженности на конец отчетного 2014 года составляет 178,83 % по отношению к дебиторской задолженности, наконец отчетного 2015 года, составляет 198,3 % по отношению к дебиторской задолженности.

Ответчики не представили необходимые доказательства, что ими предпринимались действия, направленные на разрешение сложившейся негативной ситуации, как по борьбе с должниками, так и по необходимым действиям в части подачи заявления о банкротстве.

Арбитражным судом города Москвы требования ПАО «МОЭК» удовлетворены, а судами апелляционной и кассационной инстанции (в т.ч. Верховным Судом РФ) решение суда оставлено без изменения.

Ответственности удалось избежать только единственному участнику ООО.

Оно и понятно, доказательства в отношении участников компаний собрано не было, а в постановлении Конституционного Суда РФ № 39 от 08.12.2017 указано, что в общем случае взыскивать с контролирующего должника лицо долги работающей компании нельзя.

  1. Однако судьи сделали оговорку: взыскание возможно, если деятельность организации является фиктивной и служит лишь «прикрытием» для недобросовестных действий ее собственников.
  2. Бороться с должниками и платить по долгам нужно уже «вчера», поскольку не сегодня, так завтра, кредиторы воспользуются положительной практикой по субсидиарной ответственности руководителей организаций и к моменту выплаты долга Вы, как настоящий или бывший руководитель компании-банкрота, окажетесь у разбитого корыта с огромным долгом.
  3. Будьте бдительны!  
  4. Кузьмин Денис Николаевич (Юрист по вопросам ЖКХ)
  5. Специально для телеграм-канала ЖКХ-24: https://t.me/gkhlaw
  6. Подписывайтесь и распространяйте информацию.
  7. Нам это очень важно!

Права и обязанности управляющей компании

Для содержания многоквартирного дома можно создать ТСЖ или нанять другую организацию, которая за умеренную плату сделает работу. Но жильцам следует знать права и обязанности любой управляющей компании. Тогда будет проще контролировать ее деятельность.

Что такое управляющая компания

Это юридическое лицо, выполняющее услуги по содержанию многоквартирного дома. У таких организаций немало функций и полномочий, регулируемых жилищным законодательством. Обычно они связаны с содержанием общедомовой собственности, а предоставлением коммунальных ресурсов или выполнением технических работ занимаются другие специалисты.

Важно: для получения услуг фирмы по содержанию определенного МКД нужно заключить договор управления.

Функции управляющей компании

К соответствующим функциям можно отнести:

  • ремонт;
  • проверку технического состояния дома;
  • организационные услуги;
  • представление интересов клиентов в госструктурах;
  • управление общедомовой собственностью;
  • содержание придомового участка.

Жильцы дома вправе контролировать нанятых с помощью контракта работников.

Организация работы управляющей организации

Такие фирмы организовывают свою работу по-разному. Обычно они используют несколько вариантов, позволяющих эффективно выполнять обязанности по управлению. В первом случае все основные вопросы решают работники компании. Для выполнения технических работ они привлекают других специалистов, заключая с ними договора подряда.

Второй вариант – это полноценное обслуживание многоквартирного дома сотрудниками одной компании. Они являются фирмами с большим штатом, а у них на балансе находится несколько десятков жилых зданий.

Обязанности УК

Жильцам, которые оформляют контракты с такими компаниями, нужно знать все подробности их деятельности. К примеру, что входит в обязанности выбранной управляющей компании, какая ответственность предусмотрена за невыполнение обязательств и многое другое.

Эксплуатационно-ремонтные работы

Содержание многоквартирных домов управляющей компанией подразумевает:

  • обеспечение безопасной эксплуатации жилплощади для владельцев;
  • систематический осмотр собственности;
  • проведение текущего и капитального ремонта;
  • контроль соблюдения правил пожарной безопасности;
  • уборка мусора;
  • контроль использования общедомовых счетчиков;
  • применение различных способов энергосбережения.

Полный список указан в договоре управления.

На придомовой территории

Уход за придомовым участком – еще одно обязательство УК. Сотрудники фирмы должны заниматься уборкой и вывозом мусора, посадкой кустарников или цветов и установкой/обустройством детских площадок. Владельцы вправе контролировать выполнение с помощью письменных отчетов.

По части технического контроля

Коммунальные услуги входят в обязанности управляющей компании. Для этого с соответствующей фирмой оформляют отдельное соглашение. Она выступает посредником между поставщиком и потребителем ресурсов. Сотрудники фирмы выполняют технический контроль над приборами учета, принимают меры по эффективному расходованию ресурсов, проводят ремонт.

Организационные услуги

Основными функциями фирмы являются организационные услуги:

  • расчеты с ресурсоснабжающими организациями;
  • принятие мер по борьбе со злостными неплательщиками;
  • ведение и хранение технических бумаг;
  • проведение общих собраний с владельцами квартир (минимум 1 раз в год);
  • предоставление сведений жильцам об изменениях тарифов и т. д.;
  • оформление регистрации.

Из этого следует, что УК вправе выявлять среди владельцев квартир неплательщиков и принимать соответствующие меры. Она вправе заниматься организацией работы сторонних фирм и передавать клиентам отчеты о своих действиях.

Что не входит в обязанности управляющей компании

Все функции фирмы строго регламентированы не только жилищным законодательством, но и внутренними локальными актами организации. Существует ряд функций фирмы, которые не выполняются по умолчанию. И если они не указаны в договоре, то УК может их игнорировать:

  • вывоз мусора;
  • ремонт или установка домофона;
  • осуществление внеочередного ремонта;
  • сруб деревьев;
  • проведение работ по установке освещения улицы, систем видеонаблюдения или сигнализации;
  • дополнительное украшение придомового участка.

Важно: поэтому за некоторые из этих услуг собственникам недвижимости нужно доплачивать отдельно или обращаться к другим узкоспециализированным организациям.

Читайте также:  Шаблон приказа об отмене лимита кассы: скачать образец

Права управляющей компании

Существуют полномочия управляющей компании, которые учитывают при оформлении договора. К ним относится:

  1. Предоставление сведений о нелегальных перепланировках контролирующим органам.
  2. Выявление незаконных действий по использованию собственности и передачу этих сведений для привлечения нарушителей к ответственности.
  3. Использование мер по взысканию долгов с владельцев квартир.
  4. Решение финансовых вопросов. Это получение оплаты от клиентов, передача средств за работу нанятых работников. Управляющие компании могут использовать резервные деньги на погашение долга или переводить средства со счета одного МКД на счет другого МКД.
  5. Осуществления контроля передачи правильных показателей счетчиков.
  6. Приостановление подачи ресурсов – водоснабжения, электричества и т. д.

К правам относится и получение материального вознаграждения. Сумма и способ оплаты регулируются контрактом, заключаемым сторонами.

Порядок отчета перед жильцами и контроль собственников за деятельностью УК

Владельцы жилплощади должны контролировать УК, так как платят за предоставляемые услуги. И не имеет значения, создали ли жильцы ТСЖ или ограничились лишь неформальной инициативной группой.

Административная ответственность управляющей компании

Представители организации должны передавать владельцам квартир всю информацию о своих действиях и проведенных работах. Для этого используют специальные отчеты. Порядок их предоставления регулируются контрактом.

Различают:

  • годовые отчеты;
  • годовой план работ.

Отчет содержит следующие сведения:

  • порядок получения денег;
  • расходы;
  • список нужд, на которые потратили деньги;
  • выполненные работы;
  • сведения о задолженностях;
  • список планов на следующий календарный год.

Унифицированной формы отчета нет. Поэтому каждая фирма составляет его на свое усмотрение, но с учетом правил делопроизводства. Это касается и годового плана, с помощью которого жильцы контролируют выполненный (и невыполненный) объем.

Разрешение спорных ситуаций

УК, предоставляющие различные услуги, не всегда удовлетворяют потребности клиентов. Поэтому возникают различные конфликтные ситуации, разрешение которых нередко требует вмешательства третьих лиц (контролирующих органов, суда). Для их разрешения хозяевам жилплощади нужно:

  • осуществить попытку мирного разрешения спора;
  • если не получилось, обратиться в контролирующие органы (Роспотребнадзор, жилищную инспекцию).

Последней инстанцией, где можно получить помощь, является суд.

Если управляющая компания не выполняет свои обязанности

Иногда владельцы имущества сталкиваются с тем, что УК игнорирует выполнение обязанностей. Чаще это касается проведения различных работ, особенно, если компания уже потратила перечисленные деньги на другие нужды.

Важно: Жилищный кодекс РФ (ст. 162) предусматривает конкретную ответственность управляющей компании за отказ от выполнения своих функций.

Собственникам нужно:

  • обратиться к руководителю с письменной претензией;
  • дождаться ответа;
  • лично встретиться с начальником, если нет никакого письменного ответа.

При игнорировании официального обращения руководством компании потерпевшая сторона обращается в жилищную инспекцию. После проведения проверки владельцы недвижимости смогут расторгнуть договор. Судебное разбирательство используется, если нужно взыскать с руководства фирмы моральный или материальный ущерб. Но если компания объявлена банкротом, даже это не поможет.

Выводы и заключение

Права и обязанности выбранной управляющей компании должны быть известны клиентам до оформления договора. Несмотря на большой список обязательств, у этой фирмы немало полномочий.

Они касаются должников за «коммуналку» и тех хозяев имущества, кто проводит незаконные перепланировки. Поэтому условия контракта перед подписанием проверяют с юристом.

А при появлении конфликта с руководством потерпевшая сторона обращается к контролирующим органам.

Была ли вам полезна данная статья?

Привлечь к ответственности управляющую компанию за невыполнение обязанностей

Содержание

Юридическое лицо, осуществляющее управление, эксплуатацию, техническое и санитарное обеспечение многоквартирного дома, при этом, заключив с собственниками квартир определенный договор, называется управляющей компанией.

Оплата услуг ЖКХ является одними из обязательных расходов граждан РФ. Все счета назначаются сообразно тарифам за предоставление конкретного типа услуг и выполнение всех обязательств управляющей компанией, согласно договору с собственниками квартир.

Какие обязательства должна выполнять управляющая компания

Когда вы оплачиваете услуги ЖКХ, то необходимо понимать, на какие расходы идут ваши денежные средства и какие обязанности возлагаются при этом на управляющую организацию.

Итак, обязательства УК разделяют на 2 типа:

  1. проведение определенных мероприятий, которые связаны с ремонтом и эксплуатацией многоквартирного дома:
    • обеспечение такого внешнего состояния вашего дома, которое будет пригодным для безопасного проживания в нем;
    • немедленное устранение неисправностей, которые возникают при эксплуатации многоквартирного дома;
    • осуществление необходимых мероприятий, для подготовки дома к отопительному сезону;
    • выполнение комплекса мер, которые направлены на обеспечение противопожарной безопасности;
    • систематическая проверка эксплуатации общедомовыми счетчиками и содержание другого технического оборудования в исправном состоянии;
    • осуществление регулярной чистки подъездов, вывоза отходов из мусорных баков и уборки территории, прилежащей вашему дому;
    • осуществлять меры, направленные на экономию потребляемой энергии.
  2. оказание организационных и административных услуг
    • осуществление сбора денежных средств за услуги ЖКХ и обеспечение их передачи поставщикам;
    • обеспечение ежегодных собраний жильцов дома для того, чтобы представлять отчеты о проделанной работе;
    • обеспечение мер, направленных на выявление неправомерного использования энергоресурсов;
    • обеспечение сохранности всей технической документации, а так же ведение учета жильцов.
    • предоставление информации о стоимости всех проводимых работ по содержанию имущества, находящегося в общем пользовании, в надлежащем состоянии;
    • предоставление информации о капремонте вашего дома, а также о его стоимости.

Неоднократно встречались ситуации, когда граждане замечали то, что управляющая компания не выполняет свои обязанности или весьма халатно к ним относится. В таких случаях, вы имеете полное право не только требовать снижения оплаты услуг, но и оставлять жалобы на УК, или же подавать иски в суд.

Как привлечь к ответственности управляющую компанию

Согласно статье 7.23.3 КоАП РФ, в случае выявления факта невыполнения своих договоренностей, или недобросовестного выполнения обязательств управляющей компанией, у вас есть право на обращение в соответствующий орган для составления жалобы и требования привлечь УК к административной ответственности.

Для этого вам следует составить заявление в такие органы, как прокуратура, Госжилинспекция или Роспотребнадзор. В обращении необходимо перечислить все нарушения УК, заверив их документальными доказательствами.

После получения такой жалобы, надзорные органы обязаны провести проверку, и в случае обнаружения нарушений, привлечь управляющую компанию к административной ответственности, обязав ее выплатить штраф.

Ответственности за нарушение обязательств управляющей компанией

Привлечь управляющую компанию к ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований можно в том случае, если в вашем доме не производится периодический вывоз мусора и уборка подъезда, подвальные помещения находятся в плохом состоянии, было замечено наличие крыс или блох, из вашего крана течет ржавая вода, либо иные доказательства. Для того чтобы зафиксировать данные нарушения, немедленно вызывайте Санэпидемстанцию или орган Роспотребнадзора, которые должны составить акт. В случае подтверждения нарушений, управляющая компания будет привлечена к административной ответственности и выплате штрафа на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.

Еще одно веское основание на привлечение управляющей компании к административной ответственности – это постоянные нарушения в предоставление жильцам горячей или холодной воды,  отключение газа и электроэнергии, перебои с отоплением. В этом случае управляющей компании может быть назначен штраф в размере 500 – 1000 рублей.

Если обнаруживается факт того, что общедомовое имущество находится в неподобающем и неисправном состоянии, то штраф составляет до 50 тысяч рублей, а при невыполнении требований пожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь собственников квартир, управляющая компания может быть оштрафована на сумму до 200 тысяч рублей.

В том случае, если УК отказывается вам предоставлять информацию о финансовой или о хозяйственной деятельности за прошедший год, не информирует о своих дальнейших планах по ремонту вашего дома, или же не показывает отчеты о собраниях жильцов, то штрафы за данные нарушения устанавливаются от 30 до 50 тысяч рублей для физических лиц, и от 250 до 300 тысяч рублей для юридических лиц.

Кроме всего вышеперечисленного, привлечь к административной ответственности управляющую компанию можно в случае не устранения свои нарушения, которые были выявлены надзорными органами, например, прокуратурой, жилищной или пожарной инспекциями. Последствиями будет привлечение к административной ответственности и обязательству по выплате штрафа на сумму до 300 тысяч рублей.

Административная ответственность управляющей компании при «непосредственном управлении» домом

Если в доме выбрано «непосредственное управление», то обслуживающую организацию за ненадлежащее содержание общедомового имущества можно привлечь по статье 7.22 КоАП РФ, но ее нельзя наказать ща нарушение лицензионных требований по ст. 14.1.3 КоАП РФ. Об этом напомнил Арбитражный суд Уральского округа (дело № А50 – 11688/2020).

Собственники небольшого домика из Перми выбрали непосредственное управление домом, а для содержания общедомового имущества привлекли обслуживающие организацию, заключив с ней договоры на содержание общего имущества (не путать с договорами управления!).

Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края при проверке обнаружила ненадлежащее содержание общего имущества и привлекла компанию по статье 7.22 КоАП РФ к штрафу 40 000 рублей.

Обслуживающая организация оспорила это наказание и даже выиграла две инстанции.

Суды первой и второй инстанции решили, что раз у обслуживающей дом организации есть лицензия на управление МКД, а нарушение правил содержания общего имущества – это лицензионное требование, то и штрафовать компанию следовало как за нарушение лицензионных требований (14.1.3 КоАП РФ), а не за нарушение правил содержания домов (7.22 КоАП РФ).Постановление о назначении наказания признали незаконным.

Читайте также:  Индивидуальное жилищное строительство

Арбитражный суд Уральского округа отменил решения нижестоящих судов.

Объективную сторону административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ составляет, в том числе, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений

Жильцы выбрали способ «непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме», при этом заключив с обществом договор на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома. Предметом договора являются работы по содержанию и ремонту общего имущества.

Законодательно определенный предмет договора управления многоквартирным домом и договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме различается (в частности, в предмет последнего из названных договоров не входит предоставление коммунальных услуг).

При непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством РФ правилами содержания общего имущества.Таким образом, в рассматриваемых спорных правоотношениях общество не выполняло должным образом функции по содержанию спорного жилого дома в надлежащем состоянии, что образует в его действиях объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

Про непосредственное управление на сайте была серия публикаций, рекомендуем:

Непосредственное управление домом как способ управления. Часть 1. Ограничение по количеству квартирНепосредственное управление домом. Часть 2: что это такоеНепосредственное управление домом. Часть 3. Плюсы и минусы

Разграничение зон ответственности собственника и ук

Многие собственники городских квартир подозревают, что их управляющие компании при выставлении счетов за содержание и ремонт руководствуются правилом «с потолка». Так за что же они отвечают за наши с вами деньги?

За что мы платим «коммуналку»

Практически все собственники жилых помещений в многоквартирных домах рано или поздно сталкиваются с проблемами проведения ремонта. При обращении в обслуживающую дом Управляющую компанию, можно легко получить прейскурант на проведение её сотрудниками тех или иных работ.

Делать нечего — приходится закладывать в семейный бюджет дополнительные расходы. При этом многие даже и не подозревают, что значительная часть озвучиваемых коммунальщиками сумм уже включена в ежемесячные счета. И эти услуги Управляющая компания обязана предоставить бесплатно.

Пользуясь нашими смутными представлениями о содержании правил и законов, регламентирующих деятельность столь специфичной области, коммунальные службы могут незаконно взимать дополнительную плату за то, что напрямую относится к их сфере ответственности. Так на что же управляющая компания тратит деньги собственников жилья?

Начнём с того, что согласно действующему законодательству, основные заботы по содержанию имущества многоквартирного дома в большинстве случаев берёт на себя Управляющая компания (УК), или организация, избранная для этих целей собственниками жилья или товариществом ТСЖ.

Между жильцами и Управляющей компанией, как правило, заключается так называемый Договор управления, то есть документ, всесторонне регламентирующий взаимоотношения собственников и коммунальщиков.

В частности, в договоре должно быть упомянуто, какие работы УК обязана производить в доме, какую ответственность она несёт перед жильцами и какую ежемесячную оплату за свои услуги взимает. При этом неважно, идёт ли речь о муниципальном или приватизированном жилье.

Кто кому что должен

Оплачивая ежемесячные коммунальные счета, собственник квартиры вправе рассчитывать на то, что службы ЖКХ как минимум будут проводить своевременный ремонт общего имущества в доме. То есть тех коммуникаций и помещений, которые обслуживают более одной квартиры.

В этот перечень входит поддержание в безаварийном состоянии всех инженерных систем: водоснабжения, канализации, электроснабжения, отопления, газоснабжения, а также содержание в порядке подъездов, чердаков и придомовой территории.

С этим кругом обязанностей, как правило, особых разногласий (кроме разве что вопросов скорости и качества выполняемых работ) обычно не возникает. Разночтения появляются дальше.

Обязанность управляющей компании предоставлять информацию собственникам

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2019 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Официальный сайт органов власти МО «Селенгинский район»

Обязанность управляющих организаций о доведении собственникам многоквартирных домов обязательной информации

На основании ч.10 ст.

161 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 N 731.

Управляющая организация ежегодно, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год (ч.11 ст.162 ЖК РФ).

Управляющая организация обязана предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах (ч.2 ст.165 ЖК РФ).

Жители вправе получать от ответственных лиц управляющей компании не позднее 5 рабочих дней с даты обращения, информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен (подпункт «а» пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

  • Управляющая компания обязана предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
  • сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
  • размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами, а также информация о Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил;
  • в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
  • сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
  • информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;

сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (подпункт «п» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Управляющая организация обязана также предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт «р» пункта 31 указанных Правил).

Какую информацию управляющая компания обязана предоставлять собственникам квартир

многоквартирного дома на доске объявлений?

Похожие темы

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *