Как отменить результаты проверки? Ищем грубые нарушения

Простыми словами 09 августа 2018 Г. 10:12, Как отменить результаты проверки? Ищем грубые нарушения

Оглавление

Новости о том, что контрольно-надзорные ведомства кого-нибудь штрафуют или закрывают, появляются каждый день.

Уже не первый год в России происходит переход на риск-ориентированный подход, а значит все предприятия, от деятельности которых зависят жизнь и здоровье людей, проверяются в первую очередь — пищевые производства не исключение (подробнее можно почитать тут).

  Milknews решил выяснить, как можно оспорить результаты ведомственных проверок и написал краткую инструкцию для тех, кто еще не сталкивался с административными штрафами и приостановкой производства.

Какими бывают проверки?

  По статистике Картотеки арбитражных дел, с 1 января 2018 года было подано 145 исков об обжаловании итогов проверок Россельхознадзора.

Роспотребнадзор, в свою очередь, стал ответчиком по 700 делам в арбитражном суде — однако нужно понимать, что в ведении этой службы находятся не только пищевые производства, а всё, что относится к потребителям — будь то торговые сети или рестораны.

  Проверки у Россельхознадзора и Роспотребнадзора бывают двух видов по частоте и двух видов по характеру — плановые и внеплановые, документальные и выездные.   У Роспотребнадзора плановые проверки проводятся не чаще раз в три года, у РСХН — каждые два.

Внеплановые проходят, как следует из названия, внезапно, но не без предупреждения — служба должна оповестить о грядущей проверке за сутки. У проверки такого характера должна быть объективная причина, например, Роспотребнадзор приходит с внеплановой проверкой по истечении срока предписания или при поступлении жалоб со стороны потребителей или госорганов.

Внеочередная инспекция согласуется с прокуратурой, на нее нужно особое разрешение. Документальный надзор не требует посещения предприятия, служба требует предоставления определенного перечня информации. При выездной инспекции проверяется не только документация, но и условия деятельности, выпускаемая продукция и оборудование.

В конце любой проверки инспектор должен поставить отметку в журнале учета и оформить акт.   Ведомства обладают широкими полномочиями, и могут использовать ряд мер воздействия: это административный штраф, предписание, временный запрет деятельности предприятия или иск в суд по вопросу о запрете на предпринимательскую деятельность.  

Дело об административном правонарушении возбуждается по главам 24-29 КоАП РФ, предпринимателя вызывают в территориальное отделение и выписывают штраф.

В случае с выдачей предписания, нарушителю выдают документ с указанием на исправление нарушений в установленный срок. Временный запрет накладывается в целях обеспечения административного производства и как только постановление вступит в силу, временный запрет снимается. А вот крайняя мера, иск о запрете на предпринимательскую деятельность, применяется к самым злостным нарушителям, не исполняющим полученные ранее предписания.   По словам Натальи Пантюхиной, генерального директора юридической компании «НП-Эдвайс», проверяющий приходит с тем, чтобы что-нибудь найти — для проверки нужно основание, будь то сообщение в СМИ либо жалоба бабушки на кислое молоко.   “По закону ведомства должны проводить проверки по сообщениям граждан. Сейчас даже для плановой проверки должна быть причина — большинство контрольно-надзорных органов работают по чек-листам. Происходит градация бизнеса по фактору риска — обычный офис Роспотребнадзор скорее всего не будет проверять, а вот опасные или пищевые производства еще как будет”.

Что делать, если проверку провели с нарушениями?

  Свое несогласие с результатами проверки или замеченные нарушения при ее проведении можно выразить в виде жалобы, а затем решать вопрос в досудебном или судебном порядке. Естественно, заявление должно содержать четкие указания на нарушения — например, применение недействующих норм при проверке или неправильное толкование законодательства инспектором в ходе проверки.

В ФЗ №294 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” четко прописан перечень ошибок со стороны органов, которые можно обжаловать. Юридические лицо может обжаловать постановление в арбитражном суде, в соответствии с ст.30.1 КоАП РФ.

Действия ведомства обжалуются по Кодексу административного производства.   Наталья Пантюхина рассказала Milknews, как работает обжалование ведомственного акта: “По результатам проверки в обязательном порядке составляется акт, в нем написано, что проверяющие нашли, либо не нашли на предприятии. В акте перечислены все нарушения, будь то немытые полы или просроченная продукция.

Акт подписывают не только проверяющие, там есть место для объяснений со стороны проверяемого, компания уже на этом этапе имеет право написать оправдательное письмо. Можно написать и в самом акте, если там есть место, можно направить дополнительным письмом.   Это — первый барьер, когда можно защититься от проверяющих.

Вопрос можно решить на месте, важно отметить, что это правовой способ решения, а не “в конверте”. Если вы можете на месте объяснить то, что инспекторы считают нарушением, сослаться на правила и нормы, то мер административной ответственности к вам применять не будут”.

  Типичными нарушениями, по словам юриста, являются случаи, когда проверяемого не уведомили о проверке, либо уведомили не в срок, либо пришли другие проверяющие, либо если они не показали приказ о проведении проверки — всё это может стать достаточным основанием для отмены акта о проверке.

Как оформить жалобу?

Если вы считаете, что проверка была проведена с нарушениями, либо вы уверены, что ее результаты не соответствуют действительности, в ведомство можно направить жалобу, чтобы оспорить вынесенное решение. Обжалование в РСХН и РСПН проходит по одному сценарию, и требования к ним одни и те же.

Конкретных требований к содержанию жалобы действующее законодательство (ФЗ № 294-ФЗ и Административные регламенты соответствующих ведомств) не содержит. На практике жалоба оформляется письменно и составляется в свободной форме.

Кроме указания всей необходимой информации при составлении жалобы нужно указать конкретные факты нарушений, даты их совершения, а также действия, предпринятые в связи с этим со стороны проверяемого (например, сопутствующие обращения с какими-либо заявлениями, ходатайствами).

Также следует указать реквизиты полученных предписаний, постановлений и прочих документов, даты и обстоятельства получения этих документов.

Целесообразно составить жалобу в двух экземплярах, один оставить себе, а второй — отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, или лично отнести в канцелярию контролирующего органа. При этом, во втором случае необходимо обязательно проконтролировать, чтобы жалобу зарегистрировали и поставили на втором экземпляре входящий номер.

Что делать, если срок обжалования истек?

  Для обжалования постановления нужно успеть отправить возражение в течение 10 дней со дня получения постановления. Если не успели, можно попробовать его восстановить — для этого необходимо составить письменное ходатайство и представить доказательства пропуска срока по уважительным причинам.

Уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали возможность своевременной подачи жалобы — временная нетрудоспособность, содержание под стражей, командировка, форс-мажорные обстоятельства.

На практике организации восстановить пропущенные сроки довольно сложно, поскольку ни командировка руководителя, который должен был подписать обращение, ни временная нетрудоспособность штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования.

Восстановить пропущенный срок можно в том случае, если есть возможность представить доказательства возникновения особых обстоятельств. Например, подтвердит факт изъятия каких-либо документов сотрудниками контролирующего органа.

Если вам не ответили, то жалобу на бездействие контролирующего органа можно подать в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом решения.

Как обжаловать в досудебном порядке?

  Административный порядок обжалования, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки документов. Однако, одним из недостатков этого варианта является то, что жалобу рассматривает одна из сторон конфликта, то есть заинтересованная сторона.

По словам Пантюхиной, на практике такое обжалование довольно часто не приносит результата — обычно акт проверки признают недействительным только при особо грубых нарушениях, и чаще всего предприниматель просто дожидается вынесения постановления и обращается в суд.

 

Обжалование результатов проверок в досудебном порядке происходит в соответствии с главой V Административного регламента исполнения РСПН и такой же главой в регламенте исполнения РСХН.

Юридическое лицо, несогласное с “фактами, выводами или предложениями, изложенными в акте проверки” подает жалобу в территориальное управление в письменной форме. К жалобе можно приложить любые документы, свидетельствующие о нарушениях.

Предметом досудебного обжалования являются действия (либо бездействие) Управления Роспотребнадзора или его территориальных отделов.

  • Жалобу на отдел рассматривает руководитель Управления либо его заместители, жалобу на руководителя Управления рассматривает руководитель ведомства.
  • Стандартное время рассмотрения жалобы — 30 дней, но при наличии дополнительных документов, приложенных к жалобе, досудебное заявление могут рассматривать дольше.

По результатам рассмотрения досудебной жалобы ведомством могут приниматься следующие действия:

  1. Признание действий проверяющего незаконными, если они повлекли за собой нарушение прав проверяемого — в таком случае указываются способы устранения нарушений.
  2. Отмена результатов проверки, если она была проведена с грубыми нарушениями (установлены в части 2 ст. 20 ФЗ №294)
  3. Отказ, оставление жалобы без удовлетворения — если факта нарушения обнаружено не было.

  Обжалование административных правонарушений осуществляется в соответствии с главой 30 КоАП. Жалоба для разбирательств в досудебном порядке подается в течение трех дней с момента получения постановления, для судебных — в течение десяти. Если срок истек, то по ходатайству рассматривающий жалобу может ее восстановить. Возможные варианты развития событий при обжаловании:

  1. Оставление постановления без изменения, а жалобы — без удовлетворения
  2. Изменение постановления (в лучшую сторону, т.е. штраф на сумму больше, чем до этого, на вас не наложат)
  3. Отмена постановления и прекращение производства по делу, если есть одно из обстоятельств, прописанных в статьях 2.9 (незначительное нарушение) и 24.5 КоАП (прочие обстоятельства), или если ведомство не предоставило доказательств со своей стороны
  4. Отмена постановления и возвращение дела на пересмотр судье/органу/должностному лицу, если были нарушены процессуальные требования
  5. Отмена постановления и направление дела на повторное рассмотрение, если оно было вынесено неправомочным должностным лицом

  Таким образом, по итогам жалобы в досудебном порядке действия инспектора могут признать незаконными и отменить результаты проверки, если она проводилась с грубыми нарушениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.   По словам Пантюхиной, результаты проверки можно обжаловать в вышестоящем органе — например, подавать заявление в территориальное управление, на руководителя ведомства. Делается это после проверки, если компания не хочет идти в суд, она пишет заявление по ФЗ-59 “О рассмотрении обращений граждан” и указывает, с чем не согласна. По обращению проводится еще одна проверка, если руководитель посчитает, что при первой проверке были допущены грубые нарушения, он может отменить выданный акт.   Юрист считает, что эта мера не так эффективна в сравнении с обжалованием в суде: “Я бы сразу пошла в суд — в случае с РСХН и РСПН жалобу на имя руководителя писать не обязательно, в отличие от налоговой, где нужно сначала пройти все инстанции, а потом уже подавать в суд. Чаще всего попытки оспорить — трата времени обеих сторон, если действительно грубых нарушений не было. Судя по ведомственной статистике, сами руководители довольно редко отменяют результаты проверок. Акт — документ коллегиальный, проверку проводит комиссия, предположим, из трех человек, они составляют акт на основе того, что увидели на месте. Их руководитель не может отменить сам факт обнаружения нарушений, потому что он на месте не присутствовал, однако при обнаружении особо грубых нарушений акт могут признать недействительным” — заключает Пантюхина.

Читайте также:  Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

Как обжаловать в судебном порядке?

Если есть подозрения, что ведомство превысило свои полномочия в ходе контрольно-надзорных мероприятий, можно обратиться в суд в течение трех месяцев. В случае с судебной жалобой на административное правонарушение — она будет рассматриваться в арбитражном суде, подавать ее нужно в соответствии со статьями 30.2-30.8 КоАП.

В суд можно обратиться с заявлением о признании незаконными решений и действий ведомства, если вы считаете, что были нарушены ваши предпринимательские права. Важно помнить, что каждое постановление обжалуется отдельно.

Например, если ведомство выносит предписание об устранении нарушений, а затем постановление о привлечении к ответственности за нарушения, например, законодательства о защите прав потребителей (в случае с Роспотребнадзором), но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.

9 КоАП РФ (то есть его сочли незначительным), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требует исполнения. Получается, что акт проверки или предписание об устранении нарушений всегда должны быть обжалованы отдельно (в любом порядке, хоть судебном, хоть досудебном). Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

  Наталья Пантюхина считает, что если проверяющие говорят, что они в своей правоте уверены, способ решить вопрос только один — идти в суд. “Штраф или ограничения накладываются актом, поэтому суть иска заключается в заявлении о том, что проверка с актом были составлены незаконно, либо в том, что инспекторы превышали свои полномочия.

Таким образом, самый быстрый способ — написать возражения в акте, либо суд. Важно помнить, что суд с органами власти — перспектива минимум на полгода. По статистике число успешных исков сказать сложно, потому что многое зависит от конкретной ситуации — по ощущениям, успешна примерно половина исков” — заключает эксперт.

Артем Фальчев

Блог

Как отменить результаты проверки? Ищем грубые нарушения

В этой статье будет рассмотрено дело о грубом нарушении контролирующим органом требований ФЗ № 294 при проведении проверки.

До этого момента статьи мне не приходилось писать, поэтому надеюсь, что первый блин не будет комом. Итак поехали. Как всем известно отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту ФЗ № 294).

Данный Федеральный закон устанавливает порядок организации и проведения проверок, права и обязанности органов, осуществляющих контроль, права и обязанности юридических лиц, меры по защите их прав и законных интересов и т.д.

И есть в нем очень занятная, и при этом «сильная» статья, а именно статья 20 — Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона.  Спросите почему я выделил слово сильная в кавычках, да просто потому что судами зачастую доводы заявителей на грубые нарушения при проведении проверок не рассматриваются, либо же не принимаются вовсе, и как следствие следует отказ в удовлетворении требований. Так в указанной статье перечисляются грубые нарушения при проведении проверки при которых результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 20 ФЗ № 294).

К грубым нарушениям относятся:

  1. в части отсутствия оснований проведения плановой проверки, в части срока уведомления о проведении проверки;
  2. в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  3. в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  4. в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  5. в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  6. в части требования документов, не относящихся к предмету проверки, в части превышения установленных сроков проведения проверок;
  7. в части непредставления акта проверки;
  8. в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  9. в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Сегодня будет рассмотрен случай, предусмотренный п.п. 4 ч. 2 ст. ст. 20 ФЗ № 294 – нарушение ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) на примере дела № А43-30973/2018. Бонусом этого дела является также еще и выводы судов об индексации размера платы. Но мною будут рассматриваться только грубые нарушения при проведении проверки. Так в управляющую организацию в июне 2018 года от жилищной инспекции в одном конверте без какого-либо сопроводительного письма поступают акт проверки, предписание об устранении выявленных нарушений, а также приказ о проведении в отношении управляющей организации внеплановой документарной проверки. Стоит отметить, что все три документа были от одной даты (05 апреля 2018 года). Таким образом, жилищная инспекция одним днем издала приказ, провела проверку с составлением соответствующего акта и вынесла предписание. При этом, в описательной части акта проверки имелась ссылка на письмо управляющей организации от марта 2018 года.

Уже пошли интересности, не правда ли?

Все бы ничего, ведь многие могут сказать, что тот же ФЗ № 294 (ч. 3 ст. 11) предусматривает, что контролирующий орган в первую очередь рассматривает документы, имеющиеся в распоряжении последнего, в частности — уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок и т.д., и как следствие указание в акте проверки на письмо управляющей организации является ничем иным как использование сведений, полученных контролирующим органом ранее.  Все мы прекрасно знаем и понимаем, что с жилищной инспекцией лучше «дружить», а не «воевать», и зачастую многие стараются особо их не злить и так сказать удовлетворяют все их хотелки, будь то непонятные запросы и т.д.

Однако, в данном случае дело было принципиальное, ведь в адрес управляющей организации после проведения проверки, в основу которого было положено письмо управляющей организации, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, за неисполнение которого в дальнейшем грозил немаленький штраф.

На основании ч. 2 ст. 11 ФЗ № 294 организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статье 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ № 294 указанного закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (ч. 3 ст. 14 ФЗ № 294).

В ФЗ № 294 четко определены случаи, когда контролирующий орган может запросить у проверяемого лица информацию и документы:

  1. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
  2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

Если во втором случае (предварительная проверка) прямой обязанности у проверяемого лица предоставлять информацию и документы нет, то в случае проведения внеплановой документарной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы. 

Особо стоит отметить, что согласно ч. 9 ст. 15 ФЗ № 294 при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лицапредставления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Фактически процесс проведения внеплановой документарной проверки можно разделить на несколько этапов:

  1. издание распоряжения (приказа) о проведении проверки;
  2. изучение должностным лицом документов, имеющихся в распоряжении, и в случае необходимости направление
  3. мотивированного запроса в адрес проверяемого лица о предоставлении необходимых документов и информации;
  4. изучение документов, предоставленных юридическим лицом в ответ на мотивированный запрос от должностного лица;
  5. оформление соответствующего акта проверки и выдача предписания.

Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции

Как отменить результаты проверки? Ищем грубые нарушения

По итогам проверки (как плановой, так и внеплановой) трудовая инспекция оформляет акт.

Кроме того, ею могут быть составлены предписание и постановление, если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство.

И если организация, которую проверяли, не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Читайте также:  Подача кассационной жалобы

Возражения на акт, предписание

Подать возражения необходимо в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения могут быть поданы в отношении документа в целом или его отдельных положений.

При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку (ч.12 ст.

16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

  • По итогам рассмотрения возражений, при условии, что они обоснованы, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.
  • Возражения на постановление
  • Если у организации имеются возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке.

Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд (ч.1 ст. 30.2 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте (ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП).

Обжалование действий инспектора

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также можно обжаловать.

 Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (п. 4 ст. 21, ч. 1 ст.

 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

К таким грубым нарушениям, в частности, относится: – проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане); – несоблюдение срока уведомления о проведении проверки; – проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно); – нарушение сроков проведения проверки; – проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя); – истребование документов, не относящихся к предмету проверки; – непредставление акта проверки. Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может: – в административном порядке; – в судебном порядке. Причем воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно (п.4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

  1. Административный порядок обжалования
  2. Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена.
  3. На практике такая процедура может сводится к следующему порядку действий.

Прежде всего организации нужно оформить заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством.

В частности, жалоба должна содержать: – адресат (т. е. лицо, которому направляется жалоба); – фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются; – наименование заявителя (т. е.

организации, которая подает жалобу); – почтовый и/или электронный адрес организации (для направления ответа); – существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции; – дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите: – причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора; – обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации; – требования признать незаконными обжалуемые действия (бездействие) и/или отменить результаты проверки трудовой инспекции (при наличии на то оснований); – иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения могут быть направлены главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно обжаловать только в суде (ст. 361 ТК РФ).

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 219 КАС РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер (ч. 3 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Судебный порядок обжалования

При судебном порядке обжалования действий или бездействия трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. На это указывает и Верховный суд РФ в кассационном определении от 1 июня 2017 г. № 74-КГ17-6.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения: – неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора; – нарушенные инспектором права и свободы организации.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки, например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков.

Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления для ответчика и третьих лиц, а также документ об уплате госпошлины (ст. 220 КАС РФ).

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Суд рассмотрит заявление в общеустановленном порядке и вынесет соответствующее решение, копия которого будет направлена для ознакомления в организацию.

Суд по жалобе организации может снизить размер административного штрафа и даже установить его ниже, чем минимальный штраф, предусмотренный за допущенное нарушение в законодательстве, выписанного трудовым инспектором по результату проверки. Может его отменить или оставить в силе.

Постановление Верховного Суда РФ от 26.02.2018 N 41-АД18-6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2018 г. N 41-АД18-6

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Фролина Алексея Петровича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «АгроАльянс» (далее — ООО «АгроАльянс», общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Кировского судебного района г.

Ростова-на-Дону от 20 сентября 2016 г., решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 октября 2016 г. и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 22 марта 2017 г., вынесенные в отношении ООО «АгроАльянс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону от 20 сентября 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 октября 2016 г.

и постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от 22 марта 2017 г., ООО «АгроАльянс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Фролин А.П. просит отменить постановления, вынесенные в отношении ООО «АгроАльянс» по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 5 мая 2014 г. N 125-ФЗ, от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ, от 27 октября 2015 г.

N 291-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 названного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 19.4.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных проверок и (или) выездных) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г.

N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

N 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

В силу абзаца третьего части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что в рамках проведения документарной проверки в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Обязанность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, установлена частью 5 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность по итогам налоговой проверки

Информация обновлена:

Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат нарушения, которые указаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), они вправе привлечь руководителя фирмы или главного бухгалтера к административной ответственности.

Читайте также:  Шаблон ходатайства об истребовании ip-адреса : скачать образец

Имейте в виду: выявить административные нарушения налоговики могут и в ходе неналоговых проверок. Что это за нарушения, читайте раздел «Налоговая инспекция» → подраздел «Неналоговые проверки».

Здесь мы расскажем об административных нарушениях по итогам налоговых проверок, за которые могут быть оштрафованы должностные лица фирмы (руководитель, главный бухгалтер).

Вот эти нарушения:

Нарушение Наказание
Нарушение срока постановки на учет в налоговой инспекции (при этом деятельность фирма не вела) – ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ Предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб.
Фирма вела деятельность без постановки на учет в налоговой инспекции – ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ Штраф от 2000 до 3000 руб.
Фирма не представила вовремя налоговую декларацию – ст. 15.5 КоАП РФ Предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.
Фирма не представила в налоговую инспекцию документы и другие сведения, необходимые для налогового контроля, – ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ Штраф от 300 до 500 руб.
Фирма нарушила сроки, установленные для представления (сообщения) в налоговую инспекцию сведений, связанных с учетом в ИФНС, либо представила такие сведения в неполном объеме или в искаженном виде – ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ Штраф от 500 до 1000 руб.
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности* – ст. 15.11 КоАП РФ Штраф от 5000 до 10 000 руб.
Отказ допустить налоговых инспекторов к осмотру территорий и помещений – ст. 19.7.6 КоАП РФ Штраф 10 000 руб.
Фирма не представила первичные статистические данные – ст. 13.19 КоАП РФ Штраф от 10 000 до 20 000 руб.

* Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета понимается занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета и искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

К грубым нарушениям также относится регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения (в случае, если проведение аудита является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

При этом должностные лица от ответственности за это нарушение освобождаются в следующих случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации и уплата недостающей суммы налога и соответствующей пени;
  • исправление ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности, до ее утверждения.

На бухгалтеров, в том числе оказывающих услуги по аутсорсингу, не налагают штрафные санкции в случаях, когда ошибки были допущены по причинам:

  • несоответствия «первички», которая была составлена другими лицами, фактам хозяйственной жизни;
  • передачи с нарушением сроков или непередачи вовсе первичных документов.

Санкции за все эти нарушения есть и в Налоговом кодексе РФ. Но там ответственность несет фирма, а здесь – ее должностные лица. К ним относятся руководитель и главный бухгалтер (или лица, которые выполняют их обязанности).

Имейте в виду: обнаружив эти нарушения, налоговики могут одновременно оштрафовать и фирму (по статье Налогового кодекса РФ), и ее руководителя (по статье Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Чтобы оштрафовать руководителя фирмы (или главного бухгалтера), инспекторы составят протокол.

Протокол подписывают должностное лицо, допустившее правонарушение, и инспектор.

  • Если вы не согласны с тем, что написано в протоколе, не подписывайте его или подпишите, но сделайте оговорку о своем несогласии.
  • Налоговые инспекторы обязаны вручить вам копию протокола под расписку.
  • Пример протокола об административном нарушении показан на следующих страницах.

В течение трех суток с момента составления протокола инспекторы направляют его в районный суд, который должен рассмотреть дело в течение 15 дней. Исключение – статья 19.7.6 (рассматривают налоговики).

Помните: вы имеете право присутствовать на рассмотрении дела (ст. 25.1 КоАП РФ). Если решение принято без вас, оно незаконно. Исключение составляют случаи, когда суд известил вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились или если правонарушение было зафиксировано фото- или видеосъемкой.

Если вы не можете прийти на рассмотрение вашего дела, попросите судью отложить его. Для этого подайте письменное ходатайство на имя судьи, который будет рассматривать ваше дело. Судья может отложить рассмотрение дела, но не более чем на один месяц.

По результатам рассмотрения дела судья выносит решение:

  • назначить административное наказание;
  • прекратить производство по делу.

Если решение принял не судья, а руководитель инспекции или его заместитель, оно незаконно.

ПРОТОКОЛ об административном правонарушении

г. Москва 15 августа 2018 года

СУЩЕСТВО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

14 августа 2018 года главный бухгалтер ООО «Пассив» Т.А. Горячев
с нарушением сроков представил в инспекцию ФНС России № 23г. Москвы
декларацию по налогу на добавленную стоимость за период с 1 апреля 2018 года
по 30 июня 2018 года
  1. в результате чего был(и) нарушен(ы): пункт 5 статьи 174 главы 21 части второй Налогового кодекса РФ
  2. Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Факт нарушения удостоверяется актом камеральной проверки от   15 августа 2018 г. №АБ-4/10  
  4. СВЕДЕНИЯ О ПРАВОНАРУШИТЕЛЕ
Фамилия, имя, отчество: Горячев Тимофей Алексеевич
Место работы, должность: ООО «Пассив», ул. Волжский бульвар, д. 28, главный бухгалтер
Паспорт: серия 4500 № 660835 выдан ОВД «Люблино» г. Москвы 30.06.2001
Семейное положение: женат, двоедетей
Размер заработной платы: 45000 рублей
Место жительства: г. Москва, ил. Белореченская, д. 5. кв. 57
Подвергался ли ранее административным взысканиям: нет

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Я. Горячев Тимофей Алексеевич, не представил вовремя декларацию по налогу
надобавленную стоимость, так как с10 июня по 10 ив г и cmа 2010 г.
находился налечении в стационаре

Мне разъяснено, что в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ я имею право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; присутствовать при рассмотрении дела, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью защитника; а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ

Горячев Т. А. Горячев
Подпись Ф. И. О.

Протокол составлен в присутствии свидетелей (при необходимости):

Ф. И. О., место постоянного жительства, место работы, должность
Подпись
Горячев
(дата принятия судебного акта)
Т. А. Горячев
Ф. И. О. нарушителя
отметка в случае отказа нарушителя получить протокол
ст. гос. налоговый инспектор Лосев А. Ю. Лосев
должность составителя протокола подпись Ф.И.О. составителя
Копию настоящего протокола получил Горячев Т. А.Горячев
подпись Ф.И.О.
отметка в случае отказа нарушителя получить протокол

Помните: судья не может вас оштрафовать, если с момента административного нарушения прошло более года (срок давности привлечения к административной ответственности).

Копию решения вам должны вручить под расписку сразу по окончании рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Решение о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней после его вынесения. В течение этого срока вы можете обжаловать его в кассационной инстанции районного суда. Если вы не обжаловали решение и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа.

Если вы этого не сделаете, судья направит копию решения судебному приставу, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя. Подробнее об этом читайте раздел «Судебные приставы».

Индивидуальным предпринимателям и организациям — субъектам малого и среднего предпринимательства, а также их руководителям и иным работникам налоговые органы могут заменить административный штраф на предупреждение.

Это возможно, если одновременно выполняются условия (ч. ч. 1, 2 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ):

  • 1) административное правонарушение совершено впервые;
  • 2) отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда: жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства;
  • 3) отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • 4) отсутствует имущественный ущерб.

Обратите внимание: заменить санкцию нельзя при назначении штрафа за совершение правонарушений в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. ч. 3 — 5 ст. 14.25 КоАП РФ, письмо ФНС России от 8 ноября 2016 г. № ГД-4-14/21127@).

Установлено, как инспекция будет определять, совершено ли правонарушение впервые.

Повторным совершением административного правонарушения признается (п. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ, п. 19.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10):

  • совершение однородного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена той же статьей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях,
  • совершение правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию — со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания и до истечения одного года со дня исполнения постановления.

При решении вопроса о замене штрафа на предупреждение налоговые инспекции, чтобы определить, совершено ли правонарушение впервые, будут выяснять, привлекалась ли ранее организация или предприниматель к ответственности за однородное правонарушение. Если да, то инспекция посмотрит, совершено ли правонарушение в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Для этого инспекция установит:

  • исполнено ли постановление о назначении административного наказания;
  • когда оканчивается исполнение постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • не пересматривались ли постановление о назначении наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением.

И если окажется, что правонарушение совершено повторно, замены административного штрафа на предупреждение организации или предпринимателю не будет.

Обратите внимание: если налоговая инспекция выявит несколько однородных административных правонарушений, совершенных впервые, то организация или предприниматель получат предупреждение за каждое из правонарушений.

  1. Однако, Верховный суд не всегда трактует повторность совершения правонарушения как просто привлечение организации еще раз к ответственности по другой статье КоАП РФ.
  2. Он обращает внимание на то, за совершение какого правонарушения первый раз последовало административное наказание.
  3. Например, сначала организация была оштрафована за нарушение правил ПДД.

Но для этих дел установлен особый порядок особый порядок привлечения к ответственности: нарушение должны зафиксировать видеокамеры, работающие в автоматическом режиме. При этом к ответственности привлекается организация – собственник автомобиля. Ее вину органы ГИБДД доказывать не должны.

Однако, при этом организация сама не нарушает правила ПДД. Ведь ее привлекают к ответственности за действия другого человека — работника, который был за рулем.

Именно это обстоятельство, по мнению Верховного суда, надо учитывать при вынесении штрафа за другое правонарушение.

Поскольку условие, позволяющее заменить административный штраф на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, в таком случае соблюдается (определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2020 года № 309-ЭС19-23557).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *