Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

    Очень часто люди не могут отсудить компенсацию материального ущерба от ДТП, потому что не знают порядок действий и перечень документов, необходимых для суда. Выслушав вчера очередную историю об оформлении ДТП в Ухте ленивыми гаишниками, я решил все-таки написать этот пост. Итак, поехали:  

    На дорогах снег, гололед и колейность глубиной десятки метров сантиметров. И, порой, единственный способ заставить чиновников работать — завалить их судебными исками. Отсудив 100% ущерба от ДТП у дорожной службы, Вы не только свой семейный бюджет спасете, но и поспособствуете  улучшению ситуации на дорогах города.  

   Летний вариант инструкции я немного подправил для суровой северной зимы:  

  1. Девушка по имени Ольга ехала по объездной дороге вдоль ул. Куратова. Машина попала в глубокую колею, девушка потеряла управление , и авто выкинуло через встречку на отбойник.

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

     2. Ольга включила «аварийку» и выставила знак аварийной остановки (за 15 метров до места ДТП в городе, и за 30 метров – за городом). Это не только поможет другим водителям, но и сэкономит ей немного денег – отсутствие знака аварийной остановки карается штрафом в размере 1000 руб.

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

   3. Теперь звоним в дежурную часть ГИБДД (тел. в Ухте 77-05-87) и сообщаем о ДТП. Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше часов придется ждать наряд ДПС. Советую уточнить у держурного, как долго Вам ждать наряд и сколько ДТП перед Вами в очереди на оформление.  

  4. Пока едут гаишники, измеряем глубину колеи на месте ДТП (если Вы попали в яму — измеряем ее длину, ширину и глубину). Помните, что по ГОСТу Р-50597-93 колейности на проезжей части ВООБЩЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, а размеры ямы на дороге не должны превышать 15 см в длину (измеряется вдоль проезжей части), 60 см в ширину и 5 см в глубину.  

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

   Для измерения Вам понадобится рулетка и уровень. Я понимаю, что Вы не носите с собой в карманах рулетку с уровнем, но купить их все же стоит. Простой строительный уровень длиной до 1 метра и небольшая измерительная рулетка обойдутся Вам в 200 рублей. Если заранее не обзавелись, то до приезда ГАИшников у Вас будет на это время..

    Если нет возможности найти рулетку и уровень, то обязательно позвоните по горячей линии «Взаимопомощи на дорогах» 8-912-103-33-33.  Эта организация добровольцев действует не только в Ухте, но и в других городах Республики Коми. Позвоните и скажите, что попали в ДТП и Вам нужна рулетка и уровень  замеров места аварии. Можете не верить, но Вам привезут их!    5. Когда приехал экипаж ГИБДД, Ольга пояснила гаишникам обстоятельства происшествия. Помните, что если Вы пострадали в ДТП и находитесь в шоковом состоянии, то не надо подписывать никакие документы и давать объяснения гаишникам. Допрос пострадавших на месте ДТП — это незаконное деяние со стороны сотрудников. Будучи в шоковом состоянии, Вы можете наговорить лишнего или подписать документы, которые потом будут для Вас серьезной помехой в суде против дорожной компании, виновной в плохом содержании дороги. В протоколе/справке ДТП не должно быть слов о том, что Вы «не справились с управлением». Настаивайте на том, что Вы сделали все возможное, чтобы избежать ДТП.

    Если Вы не пострадали, то будьте готовы ответить на такие вопросы, как:

    — скорость движения Вашего авто в момент ДТП. До приезда ДПС пройдите до ближайшего перекрестка в обратную сторону относительно движения Вашего авто и убедитесь в отсутствии знаков, приведенных ниже.

Это важно, так как действие знаков ограничения скорости распространяется от места его установки и до ближайшего перекрестка (если иное не указано на знаке).

Также, убедитесь в отсутствии знаков «неровная дорога» и «ремонтные работы».

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

В нашем случае подобных знаков на этом участке дороги не было. Но их быстренько поставили работники дорожной компании сразу после сообщения о ДТП..

  — время происшествия (можно примерно); .

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?6. Сотрудники ДПС  составили справку о ДТП, в которой записали данные пострадавшей и ее машины, дату, время и место ДТП. Были описаныповрежденные детали авто и т.д. Копию справки должны выдать Вам сразу после подписания. Если водитель пострадал, то справку ему выдают после выписки из больницы.     Также с Ваших слов будет составлено «объяснение» обстоятельств ДТП. В нем должно быть подробно написано что, где и как произошло. Сотрудник ДПС с Ваших слов должен записать в бланк объяснения такие факты, как:

    — наличие/отсутствие знаков ограничения скорости, и других ограничивающих/предупреждающих знаков. Ограничений в нашем случае не было (разумеется, 60 км/ч по городу никто не отменял);

  — глубина колеи или размеры ямы (ширина, длина, глубина) и других неровностей на дороге (торчащие люки, решетки, пни, арматура и т.д.);  

   Если сотрудник не сделал этого, то Вы собственноручно должны вписать эти данные в объяснение в то место, где заканчивается запись гаишника.

     Наша колея была 9 сантиметров в глубину. Это более чем достаточно, чтобы отсудить компенсацию у ОАО «Коми дорожная компания», которая содержит данный участок дороги.

    Обращаю Ваше внимание на то, что Вы должны настаивать на измерении колеи, ямы или иной неровности дорожного полотна. Колею желательно измерить в нескольких местах. Если ям было много — пускай измеряют и вносят в объяснение размеры всех ям. Если колея или яма не будет измерена и не будет составлен «акт выявленных недостатков в содержании дороги», то суд Вы проиграете.

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?     Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

 Если сотрудники отказываются измерять и фиксировать колейность или ямы, то:

    — позвоните по телефону доверия, который написан абсолютно на всех служебных машинах ДПС и пожалуйтесь на сотрудников, которые отказываются исполнять свои служебные обязанности;

    — отказывайтесь подписывать какие-либо справки и протоколы, пока сотрудники ДПС не измерят колею или яму. Только когда Вы убедитесь в составлении «Акта выявленных недостатков содержания дороги», можете подписывать документы. Помните, что в этом акте ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть указаны размеры колеи или ямы. Если размеров не будет, то Вы проиграете суд;

    — позвоните мне по тел. 79-48-52, если Вы попали в ДТП в городе Ухта (и если это случилось в дневное время);

    — сфотографируйте или снимите на видео то, как Вы сами измеряете ямы. В суде это послужит доказательством вины хозяина дороги.

     Кроме всего прочего в «объяснениях» гаишники должны указать двух свидетелей. Помните: свидетелями ДТП по законодательству РФ могут быть даже Ваши близкие родственники (о таких мелочах ГИБДДшники зачастую не знают).

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?     7.Далее сотрудник ДПС должен выдать Вам определение об отказе в возбуждении административного дела.

     Вы спросите, какое дело? Ответ прост: ГИБДД может обвинить Вас в нарушении пункта 10.

1 ПДД, в котором четко прописано: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.».

      Т.е. Вас могут обвинить в том, что Вы по своей невнимательности не справились с управлением и вылетели из колеи (или попали в яму).  Поэтому настаивайте на выдаче такого определения. Иначе Вам придется обжаловать обвинения сотрудников в судебно порядке. А это немного затягивает процесс выбивания компенсации из кошелька владельца дороги (примерно на 3 месяца дольше придется судиться).

     Наша пострадавшая не получила такое определение на месте ДТП, поскольку была госпитализирована.

    8. Если Вы подозреваете, что не только колесо пробили, но и повредили колесный диск или другие части авто, то смело вызывайте эвакуатор и везите машину на СТО. Услуги эвакуатора Вам тоже легко вернут по решению суда. Для суда Вам потребуется квитанция от службы эвакуаторов (ее можете получить, созвонившись на следующий день с диспетчером той службы, куда звонили).

    9.Созвонитесь с экспертом-оценщиком, для проведения независимой экспертизы. Пригласите эксперта на СТО, чтобы он сам лично осмотрел повреждения авто. Услуги эксперта-оценщика Вам обойдутся в несколько тыс. руб. — эти деньги Вы тоже без труда получите по решению суда. С экспертом советую созвониться заранее, пока Вас оформляют гаишники.

    Ни в коем случае не ремонтируйте резину на шиномонтаже и машину на СТО до осмотра эксперта! Все повреждения должны быть сфотографированы оценщиком до начала ремонта. А вот после оценки можете приступать к ремонту резины (или авто) и обязательно сохраните все чеки оплаты услуг шиномонтажа и СТО.

     10.На следующий день после ДТП напишите заявление в ГИБДД с просьбой выдать копию «Акта выявленных недостатков содержания дороги». 

    Форму заявления можете скачать по этой ссылке.

    Это заявление можете либо отправить в ГИБДД почтой (адрес ГИБДД Ухты — 169300 ул. Моторная 1/9), либо принести им в приемную.

  •     Вот скан заявления Ольги и Акт, полученный в ГИБДД:
  • Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?     Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

     11. Бывают случаи, когда владелец дороги выплачивает компенсацию до подачи иска в суд. Для этого надо обратиться с письменной претензией к владельцу дороги. Даже если формально владельца дороге нет, за поврежденное авто будет расплачиваться администрация Вашего муниципалитета — в соответствии с законодательством РФ.

  1.       В претензии важны два момента:
  2.   — Вы приглашаете владельца дороги поучаствовать в независимой экспертизе Вашего авто (предлагаете связаться с Вами и договориться о встрече с экспертом).
  3.     — Вы предлагаете на основании уже проведенной Вами экспертизе возместить Вам ущерб в «досудебном порядке».

     Прилагаете к этой претензии копию всех чеков (расходы на эвакуатор, шиномонтаж и т.д.), акт независимого оценщика, акт выявленных недостатков содержания дороги,  справку с места ДТП и определение об отказе в возбуждении административного дела.      Пострадавшая в данном ДТП Ольга написала претензию в ОАО «Коми дорожная компания», на балансе которой «висит» данный участок трассы Р-25.

    12. Обратитесь к юристу за помощью после получения акта выявленных недостатков в содержании дороги и независимой оценки. Услуги юриста Вам также придется оплатить до суда.

Но не переживайте — эти деньги Вам тоже вернет хозяин дороги. На своем личном опыте я несколько раз убеждался в том, что с адвокатом отстаивать свои права в суде намного легче.

Читайте также:  Шаблон соглашения о расторжении договора аренды: скачать образец

А вот без юриста велика вероятность проиграть суд.

    Шансы выиграть дело в суде высоки, поскольку Верховный Суд дал разъяснение судам низших инстанций о том, что доводы в стиле «водитель должен ехать с такой скоростью, чтобы имелась возможность вовремя обнаружить выбоины, представляющие опасность для движения» и принять меры «вплоть до остановки» не могут являться доказательством невиновности представителей дорожных организаций. Особенно в тех случаях, когда на дороге нет знаков, предупреждающих о «плохой дороге».

  •     Пожалуй, это всё, что Вам нужно сделать самому. Все остальное за Вас сделает Ваш юрист =)
  •     Итак, кратко повторим порядок Ваших действий в ДТП:

 

1. Включаем аварийку и выставляем аварийный знак.

2. Вызываем ГИБДД.

3. Измеряем колею/яму.

4. Проверяем наличие на дороге знаков предупреждения/ограничения.

  1. 5. У приехавших сотрудников ГИБДД получаем:
  2. — Справку о ДТП с размерами ямы/колеи, ометкой об отсутствии знаков.
  3. — Определение об отказе в возбуждении административного дела.

6. Требуем от сотрудников составление «Акта выявленных дефектов содержания дороги» (с размерами колеи/ямы).

7. Вызываем эвакуатор (не забудьте взять квитанцию об оплате у диспетчера).

8. Делаем независимую оценку повреждений авто.

9. Пишем заявление в ГИБДД о выдаче «Акта выявленных дефектов содержания дороги».

10. Направляем хозяину дороги претензию.

11. Обращаемся к квалифицированному юристу за помощью.

    Вот ссылка на электронную версию этой инструкции. Обязательно распечатайте и возите с собой в машине. Покажите инструкцию друзьям-водителям!

    Если у Вас возникнут вопросы — не стесняйтесь — пишите мне на мыло [email protected], либо в х к этой теме. Отвечу всем!

Удачи на дорогах!

  • Роман Хакимзянов
  • координатор проекта РосЯма-Ухта
  • Мой твиттер — @RosYamaUhta

e-mail: [email protected] Реквизиты для материальной поддержки нашего проекта здесь

Попали в яму и повредили машину. Как отсудить деньги у дорожной службы?

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

По статистике ГИБДД, больше 20% ДТП в России происходит из-за плохого состояния дорог.

Если точнее, то из 15047 аварий за сентябрь 2019 года в 3683 происшествиях «зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения БДД».

Важно напомнить, что в публичную статистику попадают только аварии с пострадавшими. Пробитые колёса, испорченная подвеска, не очень серьёзные столкновения – всё это остаётся «за кадром». В этой статье мы приведем исчерпывающий алгоритм, что делать, если вы повредили машину из-за ямы на дороге.

И первым делом отметим, что дорожно-транспортное происшествие вовсе не обязательно предполагает участие двух и более транспортных средств. Любое повреждение автомобиля в процессе его движения – это ДТП.  

Второй важный момент: в российском законодательстве есть установленный ГОСТ на допустимые размеры выбоины на дороге – предельные размеры не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см, и глубине – 5 см (ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»). 

Третье: в случае ДТП всегда вызывайте ГИБДД на место происшествия. Да, они могут не захотеть ехать ради такого «незначительного» события, но у вас должна быть на руках справка о ДТП для дальнейшего разбирательства.

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

Итак, допустим, все условия соблюдены. Произошла авария, автомобиль получил те или иные повреждения, и инспектор ГИБДД зафиксировал это. В случае, если яма, ставшая причиной ДТП, превышает параметры из ГОСТа, вы можете предъявить требование о возмещении ущерба либо к собственнику дороги, либо к лицу, которое должно осуществлять её обслуживание. 

Как выяснить, к кому обращаться? Вариантов несколько. 

1. Заказать выписку из реестра автомобильных дорог.

Сделать это можно, в том числе, с помощью сайта Госуслуг – услугу предоставляет Федеральное дорожное агентство, она называется «Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре автомобильных дорог».

В выписке будет указан собственник дороги. Однако проблема в том, что большая часть сведений по какой-то причине не внесена в этот реестр. Поэтому этот способ может не дать желаемого результата. 

2. Обратиться с претензией либо в местную администрацию, либо в местный комитет по благоустройству. Они могут ответить отрицательно на саму претензию, но при этом укажут, кто отвечает за содержание дороги (как правило, на содержание и ремонт дорог заключают госконтракты). Это займет некоторое время, зато вы будете точно знать, кому предъявлять требование о возмещении ущерба. 

Важно! Никакие управляющие компании и ТСЖ не отвечают за ямы на дорогах! 

После того, как вы выясните, кому именно подавать претензию, приложите к ней копии всех документов, относящихся к ДТП и подтверждающих ту сумму, которую вы хотите возместить. Это могут быть: 

  1. Справка о ДТП;
  2. Схема места происшествия ДТП;
  3. Квитанции об оплате услуг эвакуатора, если таковые были;
  4. Заключение экспертизы (лучше сделать), договор на проведение экспертизы;
  5. Квитанции на оплату экспертизы;
  6. Любые другие документы, которые подтверждают вашу позицию. 

Претензию подавайте либо лично, либо отправляйте почтой с описью вложения. При личной подаче на одном экземпляре претензии вам поставят входящий номер вашего обращения. 

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

Важно! Обязательно сохраните либо экземпляр с входящим номером, либо квитанцию об отправке с описью вложения.     

У дорожной службы будет 30 дней, чтобы дать вам ответ. К сожалению, многие автовладельцы так и не обращаются в суд после того, как получают отрицательный ответ от дорожников. Это привело к тому, что на этапе предъявления претензии дорожные службы чаще отказываются возместить ущерб, в чем не стесняются признаваться в частных беседах за пределами зала судебных заседаний. 

Если вы получили отрицательный ответ от дорожной службы, вы вправе обратиться в суд. Если ваши требования не превышают 50 000 рублей, то обращайтесь в мировой суд по месту нахождения ответчика (юридический адрес дорожной службы). Если превышают – в районный (тоже по месту нахождения дорожной службы). Аналогично действуем и в случае со страховой компанией.

Важно! У дорожной службы или у страховой компании, с которой у вас спор, может быть несколько зданий по разным адресам. Будьте внимательны, вам нужен именно юридический адрес.

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

Что прикладывать к исковому заявлению? Все те же документы, что и к претензии, плюс:

  1. Саму претензию с входящим номером;
  2. Оригинал квитанции на оплату госпошлины;
  3. Какой-либо документ от администрации или комитета по благоустройству с указанием, кто отвечает за обслуживание данной дороги (если есть);
  4. Ответ дорожной службы на вашу претензию. 

Некоторые из этих документов вы можете подать сразу в виде оригиналов, некоторые – в виде копий. На судебном заседании судья попросит вас представить оригиналы всех документов. Но квитанция об оплате госпошлины прилагается сразу в ОРИГИНАЛЕ!    

В суд вы подаете 2 комплекта документов – для суда и для ответчика. Оригинал госпошлины и все остальные оригиналы вкладываются в комплект для суда. В комплект для ответчика вкладываются само исковое заявление и те документы, которых у него нет. 

Пример. Если вы уже на этапе претензии предъявляли ответчику, например, экспертное заключение, то прикладывать его снова не нужно. Главное, чтобы в самой претензии было указано, какие документы вы к ней прикладываете. Также логично предположить, что у дорожной службы имеется их собственный ответ на претензию. 

На что ссылаться в суде?

Аргумент 1. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. 

Аргумент 2.  Согласно ч.1 п.1 и п.2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Аргумент 3. Истец двигался по асфальтированному покрытию и не обязан был предполагать, что на его пути может оказаться подобное повреждение дорожного полотна при отсутствии соответствующих дорожных знаков, предупреждающих водителей о производстве ремонта согласно требованиям п. 4.1.1, п. 4.1.6 ГОСТа Р 50597-93. 

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

Теоретически вы можете также просить взыскать в вашу пользу возмещение морального вреда, но российские суды, как правило, по таким делам моральный вред не возмещают.

Как показывает судебная практика, если ДТП и претензия оформлены правильно, то ваши шансы на компенсацию весьма высоки. Если же судья принял решение не в вашу пользу, помните о возможности обжаловать решение в вышестоящей инстанции. Для мирового суда это будет районный, а для районного – городской.

Опрос

У вас был такой случай, чтобы вы повредили авто из-за плохого качества дороги?

Как взыскать ущерб после ДТП из-за ямы на дороге

Весной вместе со снегом много где сходит асфальт, а значит на дорогах в ближайшее время появится больше ям и неровностей. Некоторые автовладельцы, повредившие машины на подобных участках, пытаются взыскать ущерб с организаций, отвечающих за содержание дорог.

В каких ситуациях суд может встать на сторону водителя? Считается ли попадание в яму полноценным ДТП? И что должен делать водитель, чтобы наказать виновных? Об этом рассказал автоюрист Дмитрий Вахрин.

Кто виноват?

Состояние автомобильных дорог в России регламентирует ГОСТ Р 50597-2017. Последние обновления этого документа вступили в силу в 2018 году. Самое главное, что в нем прописано применительно к рассматриваемой ситуации — предельно допустимый размер дорожных ям. Это 15 сантиметров в длину (по направлению движения), 5 сантиметров вглубь и общая площадь — не более 60 квадратных сантиметров.

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

ОСАГО предложили распространить на ущерб от сосулек и ям на дороге

Если человек попал в ДТП, в котором, как он считает, сыграла роль дорожная яма, нужно первым делом прикинуть ее размеры. Если они больше указанных — есть смысл попытаться взыскать ущерб.

Как показывает судебная практика, такие ситуации — не самая простая категория дел. Здесь важна причинно-следственная связь, которая часто бывает неочевидной.

«Иногда назначают технические экспертизы, чтобы доказать, что яма не повлияла на возникновение ДТП, а если повлияла — то в какой мере. Результат экспертизы может быть таким, что вина дорожных служб составляет столько-то процентов, а вина водителя, который не следил за дорогой, сильно гнал, еще столько-то процентов», — рассказывает Дмитрий Вахрин.

В ПДД есть пункт 10.1, где прописано, что водитель должен учитывать дорожные и метеорологические условия. И ответчики часто пользуются этим, пытаясь доказать вину водителя в ДТП с ямой.

План действий

После того, как автомобиль угодил в яму и получил повреждения, важно вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД, а не аварийных комиссаров. Европротокол или самостоятельная фото- и видеофиксация здесь не подходит.

Читайте также:  Письменное уведомление об отказе: скачать образец

Важно, чтобы инспектор составил схему ДТП, измерил яму и внес ее характеристики в акт выявленных недостатков содержания дорожного полотна. Обязательно заполнить все дополнительные сведения о ДТП — в том числе, указать повреждения автомобиля и находившегося в нем имущества.

Например, разбитый в результате аварии смартфон или ноутбук.

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

За повторное нетрезвое вождение ужесточат наказание

Если в аварии участвовала только одна машина, то инспектор вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Важно, чтобы в нем не было прописано нарушение водителем ПДД, в том числе — вышеуказанного пункта 10.1. В противном случае водителю лучше обжаловать это определение в течение 10 дней.

Если сотрудники ГИБДД привлекут к административной ответственности организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по содержанию данного участка дороги, то это будет дополнительным аргументом в суде. Речь идет о статье 12.34 КоАП — несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Следующий шаг автовладельца — написать претензию в адрес ответчика.

Выяснить, кто отвечает за конкретный участок дороги, можно в районной администрации, региональном подразделении, отвечающем за содержание дорог, или в ГИБДД.

Если все чиновники будут кивать друг на друга, то можно привлечь их в качестве соответчиков. Устанавливать виновного будет суд по месту нахождения дорожной организации.

Накануне суда следует определить размер ущерба. Это может быть независимая экспертиза в оценочной фирме. Либо подтверждение фактически понесенных расходов. Если автовладелец успел отремонтировать автомобиль за свои деньги, то сервис должен выдать все положенные документы: акт выполненных работ, чеки и квитанции на оплату.

Заявленный материальный ущерб включает в себя не только повреждения автомобиля и имущества, находившегося в нем. Можно указать дополнительные расходы на эвакуатор, если потребовались его услуги, аварийную стоянку. Моральный ущерб получится взыскать только в том случае, если в ДТП не обошлось без телесных повреждений.

Поймал яму на дороге, как возместить ущерб по закону?

Как отсудить у дорожников ущерб от аварии из-за ямы на дороге?

Крылатая фраза о том, что в России есть две: беды дураки и дороги, актуальна и по сей день. И если с первым еще можно поспорить, то со второй проблемой не получится. Каждый год, особенно весной, на отечественных дорогах можно видеть ямы различной глубины и ширины. Как результат разорванные колеса, погнутая ось, диск, пробитая подвеска, оторванный бампер, глушитель.

Несчастные автомобилисты с расстроенным лицом подсчитывают стоимость предстоящего ремонта и на чем свет клянут дорожные службы, которые летом приводили дороги в порядок и латали ямы. Но видно, то ли битум не тот, асфальтная крошка не та, то ли дождей осенью много было, то ли морозы жуткие зимой стояли, то ли машины слишком тяжелые ездили — вот и не выдержало дорожное покрытие.

Непобедимые ямы вернулись снова, а вместе с ними и риск повреждения транспортного средства. Можно ли найти виновных и призвать к ответу? Есть ли выход?

Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить  вероятность повреждения автомобиля:

  • Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
  • Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
  • Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.

Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.

Попадание в яму — это ДТП или нет

Правила дорожного движения РФ пункт 1.2 дают следующее определение ДТП: «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

В результате дорожного дефекта машина получила повреждение, вам как владельцу нанесен материальный вред. Этот случай полностью попадает под определение ДТП.

 Из-за того, что дорожное происшествие произошло не в результате столкновения двух транспортных средств и отсутствует вторая сторона происшествия без приезда сотрудников ГИБДД не обойтись (правило евро-протокола).

 Поэтому смело звоним по номеру 112 и ожидаем их приезда.

Инспектор ГИБДД должен сделать необходимые замеры ямы, ее длины, ширины, глубины. И если хотя бы один из параметров будет выше максимально допустимых по закону, то можно (и нужно!) привлечь виновную организацию, должностные лица дорожных эксплуатационных организаций к ответственности (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 12.34).

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) и возмещению понесенного водителем ущерба.(Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 1064.Общие основания ответственности за причинение вреда).

Допустимые размеры ям на дорожном полотне регламентируются Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221)

Пункт 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

Канализационные люки должны быть все плотны закрыты. Согласно 3.1.10 Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. Разбитые крышки, решетки в обязательном порядке должны быть обозначены и ограждены соответствующими дорожными знаками, заменены на пригодные в течении не более трех часов.

Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна

Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:

  • Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
  • На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
  • Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
  • Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
  • Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
  • Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
  • Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.

Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.

В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.

Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Страховые выплаты за ущерб ТС

Тип страховки определит дальнейшие действия. Хорошо, если у вас КАСКО. Тогда, получив справку о ДТП на месте происшествия или в отделе ДПС нужно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.

Сложнее, если у вас полис ОСАГО. Придется воспользоваться услугами независимой страховой компании. Ее эксперты установят повреждения и сделают калькуляцию их устранения. Причем, ремонт машины придется отложить до момента окончания экспертизы, а в случае обращения в суд, — до получения судебного решения.

Кто несет ответственность за трещины и выбоины на дорогах

Следующий шаг — определить организацию, обслуживающую данный участок дороги. Информацию можно получить или у сотрудника, оформляющего ДТП, или у инспектора ГИБДД по организации движения.

В крайнем случае, обратиться в районную администрацию. Будьте готовы к тому, что ответственное юридическое лицо вы найдете не сразу и с этим возможны трудности.

Никто не захочет отвечать и будет «переводить стрелки».

Когда реквизиты виновной организации будут установлены, необходимо вызвать ее представителя для участия в проведения экспертизы транспортного средства. Обязательно сделать это письмом или телеграммой с уведомлением.

Отсутствие уведомленных представителей на экспертизе никак не повлияет на ее правомерность, а вот в суде может дать преимущество потерпевшей стороне. Конечно, виновник происшествия может не согласиться с результатами заключения экспертов, это его право. Собирайте материалы, все фиксируйте и пишите досудебную претензию.

Если положенная вам сумма не велика, то есть шанс получить ее спокойно, без обращения в судебные инстанции. Если нет, ремонт автомобиля придется отложить до окончания судебного процесса (возможно назначение дополнительной экспертизы).

И хотя в 90% случаев закон оказывается на стороне водителей, многие предпочитают не обращаться за правосудием. Слишком много сил, времени это отнимает, проще самому заменить колесо или диск. Такая безнаказанность отвратительной работы дорожных служб и приводит к грустному постоянству ям на наших дорогах.

Проведение независимой экспертизы ущерба ТС

После того, как нашли ответчика, необходимо установить размер нанесенного ущерба — сделать независимую техническую экспертизу (сейчас много таких учреждений, оказывающих такие услуги).

Читайте также:  Как изменить завещание

Ее осуществляют в присутствии представителей обвиняемой стороны, о чем руководство организации извещают письмом с указанием места и времени ее проведения. Важен факт получения приглашения, поэтому письмо должно быть заказным с уведомлением. А вот придет представитель на экспертизу или нет – для потерпевшей стороны не важно.

Как возместить ущерб

Для того что бы быть твердо уверенным в возмещении ущерба через суд необходимо собрать пакет документов, гарантировано подтверждающий вину дорожных служб.

Для этого вызываем экипаж ГИБДД, позвонив на бесплатный номер 112.

В ожидании их приезда нужно найти свидетелей происшествия, записать их контактные данные и показания, сделать фотографии выбоины, прилегающей территории, повреждений транспорта с разных сторон.

После приезда ГИБДД и составления протокола, проверьте правильность и достоверность указанных в нем сведений. Особое внимание обратите на размеры ямы, именно они будут решающим фактором в суде.

Взыскание стоимости ремонта ТС через суд

Процедура обращения в суд предполагает добровольное возмещение ущерба ответчиком. Для этого потерпевшая сторона отправляет заказным письмом с уведомлением (обязательно) досудебное требование (необходимо приложить копии материалов по делу). Если в течение указанного в претензии времени материальный ущерб не будет возмещен, можно обращаться в суд, при этом придется заплатить госпошлину.

Образец досудебной претензии виновнику ДТП о возмещении причиненного вреда.

Дату проведения судебного процесса назначит секретарь. Он же письменно уведомит об этом вас и вашего ответчика.

Защищать свои интересы можно, воспользовавшись помощью юриста, или представлять себя на судебном разбирательстве самим. Все зависит от степени уверенности в себе и знания закона.

В случае положительного решения суда, все расходы по госпошлине, независимой технической экспертизе, услугам адвоката полностью возместит сторона ответчика.

Суда можно было бы избежать, если бы машина была застрахована по полису КАСКО. Тогда для возмещения ущерба достаточно получить справку о дорожном происшествии из ГИБДД. При определенных условиях договора, даже она не понадобилась бы!

Образец искового заявления о возмещении ущерба в результате ДТП.

Госпошлина при взыскании ущерба ТС через суд

Для обращения в суд за взысканием с ответчика суммы понесенного ущерба необходимо собрать документы о ДТП, получить результаты независимой технической экспертизы, оплатить государственную пошлину.

Ее размер определяет Налоговый Кодекс РФ (Часть 2,  Раздел VIII, Глава 25.3):

  • до 20000 руб. — 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
  • от 20001 руб. до 100000 руб. — 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20000 руб.;
  • от 100001 руб. до 200000 руб. — 3200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100000 руб.;
  • от 200001 руб. до 1 000000 руб. — 5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200000 руб.;
  • свыше 1 000000 руб. — 13200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.

Реквизиты для оплаты госпошлины можно найти на сайте суда, в который подаются документы, ее уплата истцом (потерпевшей стороной) является обязательной. Госпошлина будет возвращена ответчиком вместе с другими расходами в случае положительного решения суда.

Как правило, при обращении в суд, правосудие оказывается на стороне водителей. Денежный ущерб за повреждения, затраты на экспертизу и судебный процесс полостью возвращаются. Финансовая сторона вопроса решается удовлетворительно. Но нужно быть готовым к тому, что потерпевший не сможет отремонтировать и ездить на машине до вынесения решения суда.

Водитель вынужден будет потратить большое количество времени и сил на сбор документов, определение ответчика, проведение экспертизы, поэтому можно понять тех, кто при незначительном ущербе, решает проблему самостоятельно. Не ищет виновных и не призывает к ответственности. Возможно, поэтому на наших дорогах ямы будут еще очень долго «радовать» глаза водителей и вызывать их «веселые» реплики.

Водитель дошел до Верховного суда и добился справедливости

Водитель ехал на мерседесе по освещенному мосту: ничего не нарушает, скорость не превышает, держит дистанцию, а тут яма на дороге. Яма глубокая, не по стандартам. Эту выбоину водитель не заметил, въехал в нее и повредил передние диски. Ремонт мерседеса обошелся дорого — насчитали 125 тысяч рублей.

Екатерина Мирошкина

экономист

Профиль автора

Может быть, хотя бы так удастся побороть плохие дороги и ям станет меньше. Заделать выбоину все же дешевле для бюджета, чем платить за поврежденные диски на иномарках.

Никаких предупреждений и ограждений рядом не было. Хоть мост и освещался, но, по словам водителя, заметить яму было сложно.

На дороге не должно быть глубоких ям. Или дорожные службы должны предупредить водителей об опасности, чтобы можно было заранее заметить ограждение и объехать яму. Если власти об этом не позаботились, пусть компенсируют ущерб. Они же выбрали дорожную службу — значит, и отвечать должны вместе с ней.

Власти и нанятая ими коммунальная служба решили, что водитель должен был смотреть на дорогу. Мост же освещался, а что еще надо. Вот ехал бы мужчина аккуратнее, смог бы вовремя заметить яму.

Водитель говорит, что не видел и не мог видеть выбоину из-за того, что перед ним ехал другой автомобиль. Но это только слова, а доказательств нет. Нет доказательств — нет и компенсации. Пусть ремонтирует машину за свой счет и ездит внимательнее.

Районный суд ????

№ 2-5436/16

Администрация должна назначить ответственных за ремонт и содержание дорог. Это могут быть коммунальные службы, управляющие компании, частные или некоммерческие организации. Вместе с властями они следят, чтобы дороги соответствовали стандартам.

Если на дороге есть опасность, об этом нужно предупредить пешеходов и водителей. Например, выставить ограждение или предупреждающий знак возле ямы. Но этого на мосту не было.

Если на дороге была выбоина — это ненадлежащее содержание. Если о ней не предупредили водителей — это нарушение (п. 13). Если машина въехала в яму и нужно платить за ремонт — это повод требовать компенсацию. Водитель не виноват.

Областной суд ????

№ 33-153/2017

Для того чтобы привлечь городские службы и власти к ответственности за яму на дороге, нужны такие условия:

  1. Наличие ущерба.
  2. Вина причинителя.
  3. Его противоправные действия.
  4. Связь этих действий с ущербом.

По мнению суда, водитель обязан представить доказательства, что он не мог заметить выбоину. Как он должен был это сделать — непонятно. Судебная коллегия решила, что раз таких доказательств нет, то и компенсации не будет. Решение районного суда о выплатах отменили.

Верховный суд ????

№ 84-КГ17-8

Водитель не обязан доказывать, что не мог заметить и объехать яму. Решение областного суда незаконное.

Лицо, которое причинило вред, не будет нести ответственность, если докажет, что его вины не было. Это дорожная служба должна доказать, что не виновата. Так работает закон.

Ссылаться на п. 10.1 ПДД тоже неправильно. Водитель должен следить за дорогой и объезжать ямы, но только если он может их заметить. Но городские власти и дорожная служба не позаботились о том, чтобы предупредить о выбоине, и не смогли доказать, что не виноваты.

Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.

Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка.

А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным.

Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.

Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.

Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.

Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.

Как отсудить у дорожников ущерб за поврежденный в яме автомобиль?

Иногда автомобилисты встречаются с невероятными проявлениями халатности дорожных служб. Среди улицы может быть выкопана яма и оставлена без ограждений. Если в нее попадает транспортное средство, то виновным, как правило, назначается сам водитель, так как он вовремя не увидел опасность и не остановился.

«Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», — говорится в пункте 10.1. ПДД.

На основании этого требования дорожники не особо утруждают себя обеспечением требований ГОСТов при проведении ремонтных или иных работ, в особенности в регионах, где контроль за дорожной обстановкой не такой сильный, как в столице. Однако в судебной практике происходят прецеденты, помогающие справедливости восторжествовать.

По данным «Коммерсанта», житель Уфы Сергей Малых взыскал с муниципального предприятия «Служба по благоустройству Орджоникидзевского района» 323 тыс. руб.

за повреждение на выбоине автомобиля Mercedes-Benz, которым он управлял. Верховный суд Башкирии поддержал решение Орджоникидзевского райсуда.

Насколько этот случай поможет исправить ситуацию на дорогах, рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР) Юлия Рамзенкова.

Как следует из материалов дела, уфимец в октябре 2018 года попал в ДТП. Управляя автомобилем Mercedes-Benz, он наехал на выбоину размером 2 м 80 см на 1 м 20 см и глубиной 24 см. ущерб составил 313 тыс. руб. с учетом износа деталей.

Водитель подал иск в суд и выиграл.

Вынося решение об удовлетворении иска, суд указал на то, что муниципальное предприятие должно было установить возле ямы ограждения, предупреждающие знаки и организовать освещение, то есть выполнить требования ГОСТа.

К сожалению, такие решения выносятся не всегда, хотя обязанность поддерживать состояние дорог в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами полностью возлагается на лиц, осуществляющих содержание трассы.

Для того чтобы была возможность взыскать убытки с органов и организаций, ответственных за содержание дорог, потерпевшему необходимо подать иск и доказать противоправность поведения ответчика, наличие вреда, причиненного автомобилю, а также связь между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.

Первый элемент может быть доказан в рамках оказания квалифицированной юридической помощи. Для второго и третьего вам понадобится экспертиза, устанавливающая размер причиненного вреда. Очень важно при попадании в большую яму вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД, которые оформят все необходимые документы. Для дальнейшего судебного разбирательства потребуются:

  • Постановление о привлечении к административной ответственности либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • Схема ДТП;
  • Акт выявленных недостатков в содержании дорог;
  • Предписание об устранении недостатков;
  • Объяснения сотрудников ГИБДД и свидетелей ДТП.

document.addEventListener('DOMContentLoaded', function () { const smotriSdk = new window.SmotriSdk.Sdk(); smotriSdk.initPlayer(['playerSmotriFirst']); });Во время загрузки произошла ошибка.

Ответчиком по делу будут являться органы местного самоуправления городского поселения либо муниципальное учреждение, отвечающее за обеспечение надлежащего качества дорожных покрытий, если автомобиль пострадал вследствие ДТП, произошедшего на трассах местного значения, находящихся в границах населенных пунктов.

В случае ДТП на федеральных трассах ответственность несут уже Главное управление автомобильных дорог Федерального дорожного агентства в соответствующем субъекте РФ, а также эксплуатационные организации, которые заключили государственный контракт на обслуживание указанной дороги.

В целом состояние проезжей части должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и обеспечивать безопасность участников дорожного движения вне зависимости от скоростного режима транспортного средства (при условии, что разрешенная скорость не превышена), иначе водитель, проявляя разумную и достаточную степень осмотрительности, не может заметить и/или предотвратить наезд на имеющийся в дорожном покрытии дефект.

Если доказательства причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и произошедшим ДТП будут достаточными, то суд примет решение, аналогичное решению по уфимскому делу.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *